Гендерная психология — раздел дифференциальной психологии, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением. В гендерных исследованиях социальной психологии изучаются такие феномены, как: социализация, предрассудки, дискриминация, социальное восприятие и самовосприятие, самоуважение, возникновение социальных норм и ролей.
Актуальные проблемы гендерной психологии в условиях современных интеграционных процессов
Гендерная психология —
совсем новое научное направление в рамках социально-гуманитарных наук,
которое лишь начинает заявлять о себе как о самостоятельной области
психологического знания. Появляющиеся в отечественной психологии
работы, посвященные различным гендерным проблемам, свидетельствуют о
возрастающем интересе ученых к данному разделу психологической науки.
Но, к сожалению, в отечественной (как белорусской, так и российской)
науке получил «распространение псевдогендерный подход, в котором
«гендер» используется как синоним слова «пол», а первый термин
представлен просто как «более современное понятие в науке».
Современная психологическая наука различает понятия пол и гендер
(gender). Хотя вплоть до 60 –70-х гг. ХХ века наука не имела понятия
«гендер». Социальные различия между полами не являлись предметом
научного анализа. Появление данного термина и исследований о мужских и
женских ролях свидетельствуют о возникших противоречиях между
традиционными представлениями и новыми реалиями.
Традиционно
понятие «пол» использовалось для обозначения тех
анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых
человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол (т.е.
биологические особенности) человека считался фундаментом и
первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и
мужчинами. Мы считаем мужчин и женщин совершенно разными существами.
Мужчины, в отличие от женщин, обычно считаются амбициозными,
рациональными, независимыми и неэмоциональными, тогда как женщин
представляют нежными, чувственными, эмоциональными и общительными. Эти
представления о мужчинах и женщинах общеприняты в нашей культуре.
Юморист Дейв Барри говорил, что женщины хотят, чтобы их любили,
слушали, желали, уважали, нуждались в них и верили им, а мужчинам нужен
только билет на чемпионат мира по футболу.
Малейшим различиям
в строении мозга у представителей разных полов ученые склонны
приписывать гораздо большее значение, чем на то дают право объективные
данные, а средства массовой информации охотно и очень подробно освещают
подобного рода открытия.
В своем знаменитом обзоре «Психология
половых различий», который был опубликован в 1974 г. в США, Маккоби и
Джеклин выделили только четыре психологических отличия между полами
(способности к ориентированию в пространстве, математические
способности, речевые навыки и агрессивность). Обычно авторы трудов по
психологии ссылаются именно на эти четыре отличия, упоминая лишь
вскользь, а иногда вообще не упоминая о том, что у мужчин и женщин
гораздо больше сходства, и по большей части умалчивая о том, что по
результатам недавних исследований эти отличия оказались совсем невелики
и ситуационно-специфичны.
По мере развития научных
исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между
мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие
исследователи даже считают, что единственное четкое и значимое
биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их
роли в воспроизводстве потомства. Сегодня очевидно, что такие
"типичные" различия полов, как, например, высокий рост, больший вес,
мускульная масса и физическая сила мужчин весьма непостоянны и гораздо
меньше связаны с полом, чем было принято думать. Например, женщины из
Северо-Западной Европы в целом выше ростом, чем мужчины из
Юго-Восточной Азии.
Помимо биологических отличий между людьми
существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия
в поведении и эмоциональных характеристиках. Отмечающееся в мире
разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное
тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о
том, что биологический пол не может быть объяснением различий их
социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом,
возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и
культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в
зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а
социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические
качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и
мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто
обладать теми или иными анатомическими особенностями — это означает
выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.
Таким
образом, когда говорят о биологических различиях между мужчинами и
женщинами как индивидами, то используют термины "пол", "половой
диморфизм", в англоязычной литературе — " sex", когда же говорят о
психосоциальной, социокультурной роли тех и других как личностей, то
чаще всего говорят о гендере, гендерных различиях.
По
образному выражению американского антрополога Кэтрин Марч, пол
относится к гендеру как свет к цвету. Пол и свет — естественные
физические явления, допускающие объективное измерение. Гендер и цвет —
исторические, культурно обусловленные категории, с помощью которых люди
группируют определенные свойства, придавая им символическое значение.
Хотя физиология восприятия света у людей более или менее одинакова,
одни культуры и языки терминологически различают только два или три, а
другие — несколько десятков и даже сотен цветов. Это имеет свои
социальные причины и следствия.
В английском языке слово
"gender" обозначает грамматический род, который с полом не имеет ничего
общего. Вопреки распространенному представлению, слово "гендер"
заимствовали из грамматики и ввели в науки о поведении не американские
феминистки, а в 1955 г. выдающийся сексолог Джон Мани (Money, 1955). Он
считается первым, кто ввел понятие гендера, гендерной идентичности,
гендерной роли для описания внутреннего состояния личности с точки
зрения ощущения себя мужчиной или женщиной. Объединив уже имеющиеся
скудные данные с результатами собственных клинических исследований,
Мани и его коллеги начали разрабатывать модель процесса формирования
принадлежности человека к мужскому или женскому полу или приобретения
качеств, типичных для обоих полов.
Таким образом, термин
«гендер» был включен в научный контекст, прежде всего, для того, чтобы
подчеркнуть не природную, а социокультурную причину межполовых различий.
Один из самых авторитетных социологов современности англичанин Энтони
Гидденс объясняет, что «гендер» — это не физические различия между
мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности
и женственности. Гендер, по его словам, означает, прежде всего,
социальные ожидания относительно поведения, рассматривающегося как
соответствующее для мужчин и женщин.
Признание гендерных
исследований в западных научных центрах происходило стремительно. К
началу 90-х годов практически все научно-образовательные учреждения с
солидной репутацией считали своим долгом как развивать гендерные
исследования, так и преподавать специальные гендерные курсы. В Россию и
Беларусь первые сведения о развитии гендерных исследований проникают в
конце 80-х годов ХХ в. Очень медленно, но настойчиво гендерные
исследования утверждаются и в отечественной науке. Одновременно
начинается гендерное просвещение общества.
В истории развития гендерной проблематики в западной психологии можно выделить три направления.
–
первое направление развивалось под влиянием полоролевого подхода.
Доминирующая научная парадигма психологических исследований пола этого
периода — парадигма половых (гендерных) различий.
– второе
направление формировалось под влиянием психоанализа и других
классических психологических концепций. Научная ориентация этого
направления — парадигма уникальности женской психологии.
–
третье направление оформляется под влиянием социоконструкционистского и
постмодернистского интеллектуального движения. В рамках этого
направления доминирующей в психологии стала парадигма социального
конструирования гендера.
В отечественной психологии весьма
распространенной является ситуация, при которой сущность гендерной
проблематики трактуется довольно рутинно. Многими
специалистами-психологами гендерное направление не рассматривается как
научная новация, а выступает как «свежий» и модный ярлык традиционных
проблем, разрабатываемых психологией пола. «Гендерное» отождествляется
с традиционным пониманием особенностей поведения и полоспецифичных
характеристик мужчин и женщин как проявлений, обусловленных
биологическими особенностями их организмов.
Представляется
важным, в условиях современных интеграционных процессов, прояснить
сходства и отличия гендерной психологии от таких отраслей
психологической науки, как психология пола, психология половых
различий, а также методологические основания гендерной психологии.
Психология пола изучает то, каким образом психологические
характеристики личности опосредуют физические различия между мужчинами
и женщинами и как это отражается на поведении и отношениях
представителей мужского и женского пола. Предметная область психологии
пола не имеет четких границ, она включает изучение таких проблем, как
психологические различия между людьми разного пола, социальная
полоролевая дифференциация и стратификация, культурные стереотипы
маскулинности и феминности, особенности социализации мальчиков и
девочек, мужчин и женщин, психологическая идентификация личности как
представителя определенного пола. Психология пола как специальная
дисциплина может быть рассмотрена в качестве одной из научных
предпосылок развития гендерной проблематики, и в основном развивалась
на стыке таких сфер знания, как психология половых различий и
психология семьи и брака.
Психология половых различий — раздел
дифференциальной психологии, изучающий различия между индивидами,
обусловленные или опосредствованные их половой принадлежностью или
ассоциирующиеся с ней. Акцент в работах этого направления делается на
выявлении психологических характеристик и особенностей поведения людей
разного пола.
Гендерная психология — это отрасль
психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития
характеристик личности как представителя определенного пола,
обусловленные половой дифференциацией и стратификацией (т.е. иерархией)
В отличие от психологии пола, дифференциальной психологии, в гендерной
психологии изучаются не просто различия в психологических особенностях
мужчин и женщин. В фокусе ее внимания, прежде всего, те последствия
личностного развития, которые вызваны явлениями половой дифференциации
и стратификации. Важным является анализ психологических способов и
механизмов, позволяющих мужчинам и женщинам нивелировать влияние
дифференцирующих и стратифицирующих факторов на процессы их
самореализации.
В психологии пола женские и мужские роли
декларативно признаются равнозначными, хотя и разными по содержанию.
Исходным основанием является имплицитное признание биологического
детерминизма ролей, опирающегося на представление о врожденности
мужского или женского начала в человеке. При анализе детерминант
половых различий рассматриваются как биологические, так и
социокультурные факторы, однако роль социокультурного влияния сводится
к оформлению тех черт и характеристик человека, которые предопределены
природой.
В гендерной психологии при анализе проблем половой
дифференциации акцент сделан на иерархичности ролей, статусов, позиций
мужчин и женщин. Активно обсуждаются вопросы неравенства,
дискриминации. В детерминации социального поведения личности приоритет
отдан социокультурным факторам.
Отличия гендерной проблематики
в психологии от психологии пола характеризуются также и различными
теоретико-методологическими основаниями. Так,
теоретико-методологическим основанием психологии пола является
биодетерминистская парадигма, а гендерные исследования в психологии
базируются на социально-конструктивистской парадигме.
В
соответствии с биодетерминистским принципом рассмотрения явлений
гендерные характеристики человека определяются биологическими,
природными факторами. В концепции биодетерминизма природные факторы
рассматриваются как неизменные и их следствия трактуются в жестко
консервативном ключе. Ярким примером биодетерминистской концепции
является эволюционная теория В.А. Геодакяна.
Биодетерминистские концепции предлагают обоснование существующим
традиционным моделям гендерных отношений, но в тоже время они обладают
ограниченными интерпретационными возможностями при анализе форм
гендерных отношений, появляющихся в новых социокультурных условиях.
Согласно социально-конструктивистской парадигме гендер понимается как
организованная модель социальных отношений между мужчинами и женщинами,
конструируемая основными институтами общества.
В рамках этой
теории гендер понимается как организованная модель социальных отношений
между мужчинами и женщинами, конструируемая основными институтами
общества. Теория социального конструирования гендера основана на двух
постулатах:
1) гендер конструируется посредством социализации,
разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой
информации;
2) гендер строится и самими индивидами — на уровне
их сознания (т.е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом
норм и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и
т.д.).
Сторонники теории социального конструирования гендера
подвергают сомнению тот факт, что все социальное биологически
фундировано и поэтому считается естественным и нормальным.
С
позиций социального конструирования гендера, и пол, и гендер являются
социально достигаемыми статусами. Так же как раса, этничность и
социальный класс, гендерные категории оказываются
институционализированными культурой и социумом. Жизнь каждого индивида
с самого рождения формируется социокультурными нормами и правилами.
Разделение социального мира на мужчин и женщин укоренено настолько
глубоко, что с момента рождения, когда пол ребенка опознан, родители,
врачи, акушерки и все окружающие новорожденного «создают гендер»,
реализуя принцип половой дифференциации. В действительности между
мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами больше сходства, чем
различий, но в этой сфере общество накладывает табу на подобие.
Американский социолог Рут Хартли выделяет 4 основных способа
конструирования взрослыми гендерной роли ребенка: 1) социализация через
манипуляции, 2) вербальная апелляция, 3) канализация, 4) демонстрация
деятельности.
Пример первого процесса: озабоченность матери
внешностью ребенка-девочки, второго — частые обращения в стиле «ты моя
красавица», подчеркивание ее привлекательности. Ребенок приучается
смотреть на себя глазами матери, а вербальная апелляция усиливает
действие манипулятивного процесса. Девочка получает представление о
том, что внешний вид, красивая одежда — это очень важно. «Канализация»
означает направление внимания ребенка на определенные объекты,
например, на игрушки, соответствующие игре в «дочки-матери» или просто
имитирующие предметы домашнего обихода. Дети часто получают знаки
социального одобрения за игру с игрушками, «соответствующими своему
полу». «Демонстрация деятельности» выражается, например, в том, что от
подрастающих девочек гораздо чаще, чем от мальчиков, требуют помощи по
дому. То есть девочки учатся вести себя, действовать «как мама»,
мальчики — «как папа».
А. Маслоу считал, что понятие «мужское»
и «женское» не отражают сущности явления, которое они должны
раскрывать. Эти понятия, говорит А. Маслоу, только вводят всех в
заблуждение, так как качества, которые в обществе считаются присущи
мужчине, порой обнаруживаются в большей степени у женщин, и наоборот.
На основе этих устоявшихся стереотипов строятся отношения между людьми,
а также требования к человеку в зависимости от пола.
Даже во
взрослый период жизни, когда предполагается стабилизированность
гендерного статуса, мы привычным образом моделируем гендер в каждой
конкретной ситуации. В реальности и в повседневных практиках гендер
пронизывает все аспекты нашей жизни от микро- до макроуровня.
На самом деле, гендерные различия далеко не так велики, как нам
внушают. Различия по психологическим характеристикам, выявляемые между
средним мужчиной и средней женщиной, обнаруживается далеко не всегда.
Тенденция преувеличивать различия между полами скрывает от нас
существующее многочисленное сходство в психологическом облике мужчин и
женщин. Результаты многочисленных эмпирических исследований не дают
основания считать, что мужчины и женщины – два противоположных пола,
хотя гендерные стереотипы дифференцируют и поляризуют мужчин и женщин
на две группы.
На уровне обыденного сознания тезис З. Фрейда
«Анатомия — это судьба» является незыблемым постулатом. В отличие от
биологического детерминизма социальный конструктивизм постулирует, что
половые роли сконструированы, и отстаивает тезис: и мужчины и женщины
создаются, ими не рождаются. Можно сказать, что постулатом социального
конструктивизма является тезис Симоны де Бовуар «Женщиной не рождаются,
женщиной становятся» (равным образом, не рождаются и мужчиной).
Социальный конструктивизм утверждает, что не существует ни женской, ни
мужской сущности: биология — не есть судьба ни для мужчины, ни для
женщины. Все мужское и женское создано в разных контекстах, и наполнено
различным содержанием опыта и смысла.
Древнекитайская
мифология утверждает, что всякое человеческое тело содержит в себе и
мужское, и женское начало. Из этих представлений исходил и К. Юнг,
утверждая, что в коллективном бессознательном каждого индивида
присутствуют два разных архетипа: "душа" (анима), персонифицирующая
женское начало - смутные чувства и настроения, предчувствия,
способность любить, чувство природы и т.д., и "дух" (анимус) —
физическая сила, инициатива, рациональность и т.п. Так, мужчина должен
выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна
проявлять свои маскулинные качества, также как и феминные. Если же эти
необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится
односторонний рост и функционирование личности. Только сочетание души и
духа обеспечивает гармоничное развитие индивида.