Исправительная психология
(или пенитенциарная — от лат- poenitentiarius — исправляемый,
покаянный) изучает психологические основы ресоциализации —
восстановления ранее нарушенных качеств личности, необходимых для
полноценной ее жизнедеятельности в обществе. Пенитенциарная психология
исследует проблемы эффективности наказания, динамику личности
осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее
поведенческих особенностей в различных условиях лагерного и тюремного
режима, особенности ценностных ориентации и стереотипов поведения малой
группы в условиях социальной изоляции, соответствие текущего
исправительного законодательства задачам исправления и перевоспитания
осужденных. Тесно взаимодействуя с исправительным правом,
исправительная психология призвана выработать практические рекомендации
по ресоциализации осужденных, также разрабатывать средства и приемы
психологической коррекции личности правонарушителей. Подробно об этом
можно узнать из работы А.Д. Глоточкина и В.Ф. Пирожкова. Поясним,
однако, что исправительная психология должна исследовать
психологические стороны перевоспитания лиц, совершивших преступления,
приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному
существованию в обычной социальной среде, динамику личности осужденного
и факторы, влияющие на его перевоспитание, структуру коллектива
осужденных, а также должна разрабатывать практические рекомендации по
перевоспитанию и ресоциализации осужденных. Исправительная психология
тесно связана с исправительно-трудовым правом, психологией труда,
педагогикой и социальной психологией. Перед исправительно-трудовыми
учреждениями стоят чрезвычайно сложные задачи по перевоспитанию лиц,
совершивших преступления, приобщению их к трудовой деятельности и
адаптации к нормальному существованию в обществе.
Каждый
осужденный, попадая в исправительно-трудовое учреждение, планирует для
себя только окончание срока наказания. Перед воспитателями
исправительно-трудовых учреждений стоит гораздо более сложная задача, а
именно воспитать человека, добиться, чтобы осужденный сам стремился к
перевоспитанию, к переделке своей собственной личности.
У
преступника (бандита, грабителя, вора и т. д.) при длительном занятии
преступной деятельностью вырабатываются своеобразные привычки и навыки,
то есть вырабатывается своеобразный динамический преступный стереотип.
Человек привыкает к отсутствию постоянного жилья, перестает
самостоятельно трудиться и теряет свои трудовые навыки, зато
приобретает преступные и впоследствии каждую окружающую его ситуацию
рассматривает только под одним углом зрения — можно ли в данных
обстоятельствах безнаказанно совершить преступление?
Исправительная психология должна исследовать динамику личности
осужденного, факторы, влияющие положительно на осужденного и
способствующие активной перестройке его личности, а это режим, труд,
коллектив, воспитательное воздействие, также и факультативные факторы —
семья, дружеские связи с лицами, находящимися на воле, учеба, увлечение
самодеятельностью и т. д.
Нахождение в местах лишения свободы,
безусловно, не может не отразиться на психологии человека. Однако общие
условия, которые имеются в местах лишения свободы и постоянно
нарушаются со стороны администрации, по-разному воздействуют на
осужденных и влияют на изменение их психологии. Знание особенностей
психологии осужденных является необходимой и важной предпосылкой для
правильной организации взаимоотношений с ними, для достижения целей
перевоспитания. Основными факторами, влияющими на формирование
особенностей у лишенных свободы, являются: наличие режима места лишения
свободы, ограничение потребностей, изменение сложившегося стереотипа
жизни, переживания, связанные с осуждением к лишению свободы.
Психология осужденного во многом должна определяться его отношением к
самому факту лишения свободы.
Особенности психологии
осужденных проявляются в определенном комплексе психических состояний,
которые развиваются в местах лишения свободы. К наиболее типичным из
них следует отнести: состояние ожидания изменений (пересмотра дела,
расконвоирования, освобождения); состояние нетерпения. Как то, так и
другое состояние может характеризоваться повышенной напряженностью, что
часто приводит к резким срывам в поведении. Может развиваться и
состояние безнадежности, обреченности, что влечет за собой апатию,
пассивность во всех действиях, проявлениях.
Лишение свободы
часто усиливает угнетенное состояние в тех случаях, когда оно имелось и
ранее. Угнетенное состояние является следствием полного неверия в свои
силы, неверия в возможность снова обрести нормальную жизнь. К моменту
прибытия в исправительно-трудовую колонию у некоторых осужденных уже
имеется развитое состояние угнетенности от сознания своей вины перед
обществом, семьей. Эти осужденные не нарушают режима, даже по
возможности выполняют норму и все требования воспитателей. Однако
постоянная угнетенность не благоприятствует созданию полноценной
личности и обязательно должна быть снята. Личность должна активно,
творчески относиться к труду, к воспитательному воздействию.
Угнетенность снимается в процессе воспитательной работы. Для этого
необходимо выяснить и ликвидировать ее причины, создавать условия для
переключения целенаправленного внимания на другие процессы, объекты, не
связанные с теми процессами и объектами, которые создали угнетенное
состояние у данного осужденного. Должна возбуждаться активная
деятельность, направленная на ликвидацию данным осужденным последствий
совершенного им преступления, на его самовоспитание.
Типичным
состоянием в месте лишения свободы является тоска по дому, по свободе,
по любимым людям, что внешне выражается в отрешенности и оцепенении.
Под влиянием тоски может развиваться раздражительность и повышенная
возбудимость.
Изменение психических состояний связано с
определенными периодами нахождения в месте лишения свободы. Выделим
следующие основные периоды, связанные с изменением психических
состояний осужденного.
1. Период адаптации, привыкания к новым условиям жизни, который длится первые
три-четыре
месяца, а иногда и больше. В этот период особенно остро ощущается
ограничение потребностей, изменение привычного стереотипа. Всегда имеет
место сужение возможности удовлетворения сложившихся потребностей, что
вызывает состояние повышенной раздражительности. У отдельных лиц это,
наоборот, выражается в состоянии подавленности и угнетенности.
Специфические психические состояния, вызванные фактом лишения свободы,
особенно полно проявляются в первое время и вызываются процессом ломки
ранее сложившегося стереотипа жизни, который всегда имеет место под
влиянием режима ИТУ. Осужденный вынужден изменять привычный стереотип
жизни. Ломка старых динамических стереотипов приводит к возникновению
разнообразных отрицательных эмоций, повышенной возбудимости,
угнетенности. Это происходит до тех пор, пока у осужденного не
вырабатываются качества, необходимые для новых условий жизни.
Повышенная возбудимость может явиться причиной различных срывов, резких
нарушений режима и т. д. Терпение и такт воспитателя особенно
необходимы в этой первой стадии отбывания наказания.
Психология осужденного в начальной стадии пребывания в ИТУ часто
характеризуется отсутствием ясной перспективы жизни. Это приводит к
снижению жизненной активности, к появлению раздражительности по
отношению к возникающим ситуациям.
2. Период появления, развития интересов в новых условиях жизни. Этот период
связан
с появлением и развитием положительных эмоций, состояний, вызывающих,
повышающих психическую активность осужденного. Интересы, вызывающие
такие состояния, могут быть самые различные: создание микрогруппы,
участие в жизни коллектива осужденных, выполняемая работа, культурный
досуг, учеба, свидания с родственниками и т. д. Появление нового круга
интересов, расширение структуры выполняемых социальных ролей
способствуют изменению психологии осужденного.
3. Период сочетания внешнего воздействия с самовоспитанием. Процесс
перевоспитания
немыслим без появления такого периода. Он характерен появлением целей в
жизни, выработкой путей их достижения, В психологии осужденного в
большей степени проявляются раскаяние в совершенном преступлении,
переживание его в сочетании со стремлением возместить нанесенный вред.
Для этого периода характерна переоценка ценностных характеристик в
жизни, что связано с определенным комплексом психических состояний,
связанных с подобным изменением отношений, а часто и мировоззрения.
4. Период, предшествующий освобождению заключенного. Ожидание освобождения
часто
переживается очень тяжело, оно связано с переживанием трудностей,
которые ожидают его в новых условиях (взаимоотношения в семье, на
работе и т. д.). По этой причине возможно развитие психических
состояний угнетенности, повышенной раздражительности и т. д.
У
осужденных комплекс отрицательных психических состояний может
периодически развиваться в связи с наличием постоянной внутренней
борьбы мотивов, стимулов, интересов. Изменение стереотипа, структуры,
потребностей, интересов все время проходит через мыслительную
деятельность осужденного, вызывает противоречивое отношение, часто
отражается и на его психических состояниях.
Нахождение в
исправительном учреждении, наличие режима, изменение стереотипа, резкое
ограничение и изменение потребностей в значительной степени усиливают
переживания осужденных, причем эти переживания имеют различную
направленность. У отдельных осужденных в переживаниях доминирует
категория прошлого, у других — категория будущего, у третьих —категория
настоящего. Первая группа замыкается в воспоминаниях о прошлом образе
жизни, идеализирует его, более длительное время привыкает и
приспосабливается к настоящему образу жизни. Значительно легче
приспосабливается к режиму и к условиям жизни в исправительных
учреждениях осужденные, у которых доминируют переживания второго и
третьего порядка. Когда начинает доминировать категория будущего, когда
мысленно строят свою жизнь после отбытия наказания, трудности режима
переживают значительно легче, поскольку рассматривают их как временные;
этот период жизни является для них только переходным к тому, которого
они ждут в будущем.
Как правило, в условиях лишения свободы и
вследствие этого лишения многих благ, которыми повседневно и незаметно
пользуются все граждане, происходит существенное переосмысливание
осужденным многих прошлых отношений и интересов. Он начинает иначе
ценить те отношения и блага, которые раньше им вообще не замечались или
даже вызывали определенное раздражение. Совершенно иначе в настоящих
условиях он вспоминает отношения товарищей по работе, взаимоотношения в
своей семье. В связи с этим происходит переоценка своих прошлых
интересов, своего отношения к людям.
Отметим и психологические
особенности у особо опасных рецидивистов. У них часто проявляется
крайняя недисциплинированность. В основе ее лежит наличие отрицательной
установки и целенаправленности деятельности, эмоциональный склад
характера, расторможенность поведения и как следствие этого
импульсивность, подчас переходящая в психопатичность и агрессивность.
Для процесса перевоспитания осужденных в исправительных учреждениях
должны использоваться обучение, труд, общение. Однако здесь они
обязательно сочетаются с режимом, особой организацией деятельности
ИТУ, что создает специфику всей деятельности по исправлению и
перевоспитанию осужденных.
Стратегическая задача
исправительного учреждения — оторвать преступника от условий его
криминализации, разрушить его преступные связи и установки. В последнее
время эта задача оказывается менее всего разрешаемой в местах лишения
свободы. Развращающее влияние криминализированной среды здесь, как
правило, не только не преодолевается, но получает некоторые
дополнительные стимулы, в частности бесконтрольность досуга,
скученность, ничем не искоренимое господство преступной идеологии,
принуждение среды к асоциальному поведению и т. д. Лагерные обычаи и
традиции в большинстве случаев превалируют над требованиями
администрации. О трудовой мотивации администрация в подавляющем
большинстве не задумывается. Автор полностью согласен с М.И. Еникеевым,
который считает, что наша тюрьма (под этим собирательным понятием
следует понимать все места лишения свободы, в том числе и те, которые
называются лагерями) стала «академией» преступности. Большинство
сотрудников колоний и тюрем... попросту не знают, что такое
перевоспитание, в чем оно заключается и как его осуществлять... По
существу осужденных помешают за колючую проволоку, и только.
Режимом обычно называют точно установленный распорядок труда, питания,
отдыха и т. д. В то же время это и система необходимых правил и
мероприятий. Режим выполняет функцию выработки тех или иных
особенностей личности в связи с определенным ритмом деятельности.
Соблюдение режима осужденными обеспечивается посредством: 1) охраны и
надзора за ними; 2) использования мер поощрения и взыскания; 3)
применения в строго определенных случаях особых мер безопасности
(оружия, наручников и смирительных рубашек). Основной базой действий
режима как фактора является его жесткость и неуклонность требований его
выполнения. Человек в подавляющем большинстве смиряется с действием
режима и, осознавая его неотвратимость, бывает вынужден принять его
без внутренних протестов и конфликтов.
Как правило, режим —
это организация жизни и деятельности осужденных в строгом соответствии
с требованиями законов. Именно такая организация и должна оказывать
воздействие на человека, формируя у него те или иные
морально-психологические качества. Соблюдение осужденными
установленного в исправительно-трудовом учреждении режима
обеспечивается не только посредством охраны их и надзора за ними,
использования мер поощрения и взыскания, применения в строго
определенных случаях особых мер безопасности, но и мер воспитательных,
основанных на глубоком учете особенностей психологии отдельных
осужденных и их коллективов, что, к сожалению, в настоящее время не
выполняется.
Кара, заключающаяся в режиме, субъективно,
по-разному, воспринимается и переживается осужденными. Прежде всего
различны глубина, сила и длительность переживаний осужденными кары. «Мы
далеки от мысли, — писал М.Н. Гернет, — что особенности того или иного
режима в той или другой тюрьме проходят через каждого заточенного
всегда и везде одинаково. Наоборот, мы признаем, что следы в психике от
такого прохождения через нее тюремного режима очень различны: у одних
они так же глубоки, как глубоки колеи от тяжело нагруженной телеги в
грязной проселочной дороге. У других эти следы — лишь рябь на реке
после прошедшего парохода, очень быстро совсем исчезающая».
Субъективное восприятие и переживание кары зависит от вида
определенного режима, отношения осужденного к приговору, количества
судимостей, времени нахождения в ИТУ, индивидуальных особенностей
осужденного, возраста, пола, семейного и социального положения и т. д.
Работникам ИТУ важно знать, как каждая группа осужденных и каждый
осужденный воспринимают и переживают те или иные режимные ограничения.
Режим обеспечивает постоянное восприятие условий жизни в ИТУ как
наказание за совершенное преступление, без чего не может быть обеспечен
активный процесс перевоспитания. При осуществлении воспитательного
воздействия на осужденного часто приходится сталкиваться с
первоначально отрицательным отношением его к этому воздействию. Всякая
попытка изменить взгляды и образ жизни взрослого встречает
сопротивление, и столь значительное, сколь устойчивы установки личности
и инертен разум индивида. Это и определяет необходимость, особенно в
ИТУ, системы мер принуждения и наказания, регламентированных режимом.
Озлобленность осужденных нередко возникает как следствие восприятия
наказания только как мести. А это приводит к негативному пониманию мер
воздействия — нежеланию искать в мерах воздействия какой-либо иной
смысл, кроме кары, направленной против данного осужденного. При
определении дисциплинарного воздействия всегда необходимо заранее
учитывать воспитательное воздействия данного вида взыскания как на
конкретного осужденного, так и на весь коллектив. Воспитательная цель
наказания будет достигаться только в тех случаях, когда наказание не
ломает воли осужденного, а способствует изменению ее направленности.
Требования, принуждение, наказание должны сочетаться и с системой
поощрений. Правильно примененное поощрение способствует укреплению
уверенности осужденного в своих силах, вызывает у него чувство
удовлетворения, возбуждает энергию, способствует появлению желания к
повторению положительных поступков. Поощрение усиливает начавшийся
процесс исправления.
Несмотря на большое воспитательное
значение карательных элементов режима, он обладает вполне
самостоятельной воспитывающей функцией. Действительно, четкий
распорядок дня, высокая организованность жизни и быта непосредственно
накладывают отпечаток на характер осужденного, его поведение,
дисциплинируют его, вырабатывают качества, необходимые в жизни на
свободе (точность, исполнительность, аккуратность и т. д.).
Режим есть средство воспитания дисциплины у осужденных. Одна из основ
ликвидации социально-психологических дефектов в личности преступника —
это внедрение в его сознание необходимости дисциплины, определенного
поведения в обществе. Под влиянием дисциплинарных требований у
осужденных развиваются и укрепляются такие положительные качества, как
собранность, подтянутость, ликвидируются расхлябанность, безволие,
вырабатывается привычка к определенному положительному образу жизни.
Установление правил режима должно быть всегда психологически
обоснованным, соответствующим научным требованиям организации жизни и
деятельности осужденных. В этом случае они окажут максимальное
воздействие на психику осужденных, разовьют у них необходимые
морально-психологические качества. Использование данных психологии
позволит так построить режим, чтобы нагрузки распределялись оптимально
и, с одной стороны, создавали определенную напряженность, благоприятную
для развития личности, а с другой - не вели бы к срыву психической
деятельности.
Следует отметить, что особенно жестко
исправительные учреждения травмируют неокрепшую психику подростков. Как
правило, здесь возможны тяжкие, необратимые психические деформации
личности. Значительная часть подростков становится правонарушителями
уже в силу имеющихся у них психических аномалий и личностных
акцентуаций. Эта психическая дезадаптация в условиях исправительного
учреждения еще более усугубляется. Вписываясь в криминальную
субкультуру в наиболее сензитивный к внешним воздействиям период своей
жизни, подростки испытывают глубинные личностные перестройки —
формируются системообразующие механизмы антисоциальной личности. Для
подростков особенно пагубна ограниченность поля возможностей для их
развития и самореализации. Безусловно, пагубна для них и ранняя
криминализация.
Труду как особому фактору воздействия всегда
отводилось особое место. Причина этого заключается в том, что труд
является специфической человеческой деятельностью, формирующей
личность. Труд является тем мерилом, по отношению к которому измеряется
общественная ценность человека.
Как правило, труд сам по себе
не перевоспитывает, а предохраняет человека от личностного распада. В
целом он организует психику человека, интегрирует его жизнедеятельность
определенной целеустремленностью, создает условия для рационального
межличностного общения, организует структурирование микросреды. Хорошо
организованный труд — это мостик связи человека с социальной
действительностью.
Правильно организованный полезный труд
способствует гармоническому развитию физических и умственных качеств
осужденного и оказывает преобразующее воздействие на его личность.
Широко известно выражение Ф. Энгельса, что труд создал человека. Труд
воспитывает в человеке сознательность, дисциплинированность, чувство
товарищества и коллективизма. Он формирует и закрепляет в человеке
положительные моральные, этические, нравственные и правовые программы.
Воздействие труда на личность осужденного огромно, однако это
чрезвычайно сложный процесс, так как многие осужденные не имеют
трудовых навыков и в связи с извращением своих моральных и
нравственных критериев отрицательно относятся к своему личному участию
в трудовом процессе, а в настоящее время и администрация исправительных
учреждений не всегда уделяет этому вопросу должное внимание.
Социально-психологические дефекты в личности осужденных в значительной
мере определяются их отрицательным отношением к труду, отсутствием
соотношения между потребностями и мерой труда. Однако труд может и
должен воздействовать на личность преступника с укоренившейся
иждивенческой психологией, помочь такому человеку найти свое место в
жизни, по возможности стать полноправным членом общества. Трудовой
процесс должен быть основой для восприятия общественно полезных
взглядов и навыков, мотивов и целей. Выработке трудовых навыков
способствует общий ритм трудового процесса, его постоянство,
развивающее стереотип определенных привычек, навыков и деятельности. В
целях воздействия на преступника в ИТУ создаются такие условия, при
которых от осужденного постоянно требуются трудовые усилия. Только
постоянство трудовых усилий создает привычку, а затем и потребность в
труде. Интерес к работе, увлеченность трудовым процессом способствуют
изменению комплекса психических состояний, что в свою очередь позволяет
активизировать и деятельность по перевоспитанию такой личности.
Трудовые процессы способствуют и накоплению опыта, формированию системы
положительных связей и т. д.
Труд должен способствовать
изменению основной направленности личности. Отсюда процесс труда должен
заинтересовывать осужденного, ставить перед ним определенные задачи,
заставлять работать не только физически, но и умственно. Труд должен не
отуплять тяжестью и бесцельностью, а вовлекать в свой процесс
физические и умственные силы человека. Большое психологическое значение
имеет внедрение в подразделения ИТУ методов экономической реформы.
Доведение этих методов до сознания каждого осужденного пробуждает
трудовую активность, заставляет многих из них думать об улучшении
трудового процесса. Главная же цель воспитательного процесса — сделать
так, чтобы труд становился необходимой потребностью осужденного. Когда
это будет достигнуто, можно говорить о положительном моменте
перевоспитания личности. Осужденный должен видеть результаты своего
труда и конкретно осмысливать их. Он должен ощущать радость в процессе
труда, и поэтому ни в коем случае не следует поручать выполнение
трудовых операций осужденному, который заведомо с ними не может
справиться. Огромной силой воспитательного воздействия обладают все
формы производственной деятельности, соревнования, перенесенные с
определенными изменениями в деятельность ИТУ. Это создает условия для
полного восприятия осужденными опыта нормальных трудовых
взаимоотношений между людьми на свободе.