Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) — современное направление в исследовании познавательных процессов. Возникло в 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму. Когнитивная психология реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами.
Современная когнитивная психология состоит из многих
разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память,
воображение, речь, психология развития, мышление и принятие решения,
в целом естественный интеллект и отчасти искусственный интеллект. Модели
познавательных процессов позволяют по-новому взглянуть на сущность
психической жизни человека. «Когнитивная, или иначе познавательная,
активность — это активность, связанная с приобретением, организацией
и использованием знания. Такая активность характерна для всех живых
существ, и в особенности для человека. По этой причине исследование
познавательной активности составляет часть психологии» (Ульрик Найссер
«Познание и реальность»).
С расширением предметной области исследований когнитивной психологии обнаружилась
ограниченность информационного подхода, особенно при анализе речевой
деятельности, мышления, долговременной памяти и структуры интеллекта.
Поэтому когнитивисты начали обращаться к генетической психологии
(Ж. Пиаже), культурно-исторической психологии (Л. С. Выготский и др.),
деятельностному подходу (А. Н. Леонтьев и др.). С другой стороны, разработанная ими методическая база
экспериментальных исследований привлекла внимание многих европейских,
в том числе российских ученых, которые адаптировали ее для развития
своих традиций (микроструктурный и микродинамический анализ,
микрогенетический метод). (А. И. Назаров.) Исследования когнитивной психологии охватывают как
сознательные, так и бессознательные процессы психики, при этом
и те и другие трактуются как различные способы переработки информации. Когнитивная психология имеет в своей основе ряд аксиоматических предпосылок (Хабер, 1964): Представление о поэтапной переработке информации, т. е. о том, что стимулы внешнего мира проходят внутри психики через ряд последовательных преобразований. Допущение об ограниченной емкости системы переработки информации.
Именно ограниченность способности человека осваивать новую информацию
и прообразовывать уже существующую заставляет искать наиболее
эффективные и адекватные способы работы с ней. Эти стратегии (в гораздо
большей степени, чем соответствующие им мозговые структуры) моделируют
когнитивные психологи. Вводится постулат о кодировании информации в психике.
Данный постулат фиксирует предположение о том, что физический мир
отражается в психике в особой форме, которую нельзя свести к свойствам
стимуляции.