Инженерная психология - одна из специальных дисциплин психологии. И. п. решает следующие задачи:
1)
рациональная организация деятельности людей в системах «человек и
машина», предназначенных для управления и обработки информации;
2) целесообразное распределение функций между управляющим и обслуживающим персоналом и техническими средствами автоматизации;
3) оптимизация процессов информационного обеспечения и принятия решения.
В
решении этих задач инженерная психология основывается на данных смежных
наук, таких, как психология личности, психология труда и др., а также
тесно взаимодействует с системотехникой и инженерными дисциплинами.
Инженерная психология возникла
в 40-х г. 20 века. и первоначально развивалась как направление
традиционной психологии труда, основным объектом которой было
исследование непосредственного взаимодействия человека с предметами и
орудиями труда (инструменты, станок, конвейер, средства транспорта и т.
п.). Задачи И. п. сводились в основном к критическому анализу ошибок
проектирования оборудования или подготовки операторов и выявлению
факторов, влияющих на эффективность систем «человек и машина». Были
выработаны полезные рекомендации по рациональному конструированию
пультов управления, шкал приборов, средств индикации и т. п.
Становление И. п. как самостоятельной научной психологической
дисциплины было обусловлено автоматизацией производства и развитием
средств дистанционного контроля и управления. В 50-х гг. были
определены в общих чертах закономерности приёма и переработки
информации человеком, а в 60-х гг. — общие принципы организации
взаимодействия человека и ЭВМ. Выработанные рекомендации нашли
практическое применение при автоматизации процессов управления на
производстве, в авиации, космонавтике и т. д. В конце 60-х гг. И. п.
перешла к синтезу, проектированию человеческой деятельности в больших
системах, она вносит определённый вклад в разработку мероприятий по
повышению эффективности их функционирования.
Задача
рациональной организации деятельности людей в системах «человек и
машина» включает анализ структуры коллектива и согласование её с
выбранной структурой управления. При этом учитывается опосредствованный
характер общения и связей между членами коллектива и предусматривается
такое распределение функциональных обязанностей, которое в наибольшей
степени отвечало бы поставленной цели. Важной проблемой является
рациональное распределение ответственности за принимаемые решения и
согласование интересов каждого члена коллектива. Для успешной
деятельности малых групп (экипажи летательных аппаратов, персонал
пунктов управления и т. п.) необходимо выявление критериев
психологической совместимости членов группы, что очень важно при их
комплектовании. Психологическая совместимость — важнейшее условие
сохранения работоспособного коллектива, особенно изолированного на
длительное время от привычного окружения.
При распределении
функций в системе «человек и машина» исходят из того, что решение
творческих задач, связанных с логическим анализом ситуации, оценкой и
прогнозом её изменений, должно выполняться человеком; на машину
возлагается выполнение рутинных, повторяющихся операций, в основном
комбинаторно-вычислительного характера, а также хранение, обработка и
оперативная выдача больших объёмов информации. Электронную
вычислительную машину следует рассматривать как квалифицированного
помощника и собеседника, способствующего усилению творческого мышления
и интуиции человека.
Оптимизация процессов информационного
обеспечения и принятия решения требует организации выборочного
управления источниками информации на пунктах управления и сводится к
выбору наилучших характеристик информационной модели: степени обобщения
(детализации) информации, выводимой на устройства отображения; объёма и
темпа её обновления; способов кодирования, обеспечивающих однозначное
восприятие и запоминание информации. Основной принцип организации
информационной подготовки принятия решения состоит в том, чтобы по
требованию оператора ЭВМ могла производить все трудоёмкие и
вспомогательные преобразования имеющейся информации, а результаты
выдавать в виде, наиболее подходящем для решения оперативных задач. В
автоматизированных системах оператор лишён возможности
непосредственного воздействия на управляемый объект (предмет труда). В
этих условиях возникла новая задача: согласование не только
исполнительных двигательных актов человека с динамическими свойствами и
характеристиками орудий и средств производства (эта задача решалась
методами психологии труда), но главным образом способностей оператора
по приёму, переработке и передаче информации с информационными
характеристиками объекта управления.
Проектирование
человеческой деятельности основывается на фундаментальных исследованиях
высших психических функций человека — восприятия, памяти, мышления
(образного и понятийного), которые являются внутренними
психологическими инструментами и средствами деятельности человека. К
числу таких внутренних средств относятся опыт, знания, программы, схемы
и навыки оператора, составляющие в совокупности его профессиональный
облик. На основе внутренних средств деятельности формируются постоянные
и оперативные образно-концептуальные модели, определяющие деятельность
оператора и процесс принятия им решения. Оператор, использующий арсенал
внутренних средств деятельности, опирается на внешние средства, к
которым относятся информационные модели, реализуемые на устройствах
отображения информации или в форме документа, машинные алгоритмы и др.
вспомогательные средства подготовки решения задач, органы управления и
средства коммуникации. Можно сказать, что проектирование деятельности
человека состоит в согласовании внутренних и внешних средств
деятельности, проектировании согласованных концептуальных и
информационных моделей, полностью использующих психологические
возможности оператора по приёму и переработке информации.
В
разных условиях центр тяжести этого проектирования может приходиться
либо на внешние, либо на внутренние средства деятельности. Существует
ряд информационных моделей, которые можно условно назвать
моделями-изображениями реальной обстановки. К их числу относятся
отображение воздушной обстановки на экране радиолокатора,
аэрофотоснимки, снимки процессов в трековых камерах и др. Эти модели
определяются имеющимися техническими возможностями сбора первичной
информации. Инженерно-психологические рекомендации по работе с такими
информационными моделями касаются условий освещённости, уровня
контраста, режима работы и т. п. Основная задача психологов в этих
случаях состоит в анализе деятельности и формирования её внутренних
средств. Существуют и др. информационные модели, когда оператор имеет
дело не с первичной, а с предварительно обработанной информацией,
например поступающей на устройства отображения из ЭВМ. В этих случаях
разработчики и специалисты по И. п. имеют большой простор для
технической реализации различных типов информационных моделей и
основное внимание может быть обращено на создание адекватных внешних
средств деятельности оператора.
К важнейшим проблемам И. п.
следует отнести: разработку методов профессионального отбора, обучения
и тренировки операторов; выявление специфики деятельности операторов в
конкретных системах и разработку рекомендаций, норм и стандартов по
учёту человеческого фактора при создании и эксплуатации
производственных, военных и организационных систем; проектирование
рациональных информационных моделей и органов управления;
формулирование требований к алгоритмам ЭВМ и способам решения задач
оператором; разработку методов контроля функциональных состояний
операторов (утомления, психической напряжённости, стресса); разработку
принципов построения операторских пунктов в соответствии с требованиями
технической эстетики и художественного конструирования.
Развиваясь как прикладная научная дисциплина, И. п. в постановках
задач, методах исследований и разработках использует достижения
теоретической и экспериментальной психологии и вместе с тем открывает
перед ними новые проблемы исследования. На современном этапе для И. п.
особенно важны данные, полученные при изучении индивидуальных
психологических черт личности, особенно эмоциональной сферы, сферы
потребностей и мотивов деятельности. Выявление собственно
психологических критериев и методик исследования механизмов
деятельности оператора является необходимым условием решения
инженерно-психологических задач. Организации и лица, ведущие
исследовательскую, консультативную и педагогическую деятельность в
области И. п., объединяются за рубежом в общества: «Человеческие
факторы и биотехнология» (США), «Эргономика» (Великобритания, Франция и
Япония), «Антропотехника» (ФРГ). В СССР инженерно-психологические
службы координируются соответствующими секциями Общества психологов
СССР и Научного совета по комплексной проблеме «Кибернетика» при
Президиуме АН СССР. См. также Эргономика.