Авиационная психология,
отрасль психологии, исследующая психологические вопросы лётной
деятельности; результаты Авиационная психология используются для
повышения эффективности и безопасности труда в авиации, а также для
улучшения отбора кандидатов в авиационные специалисты.
Авиационная психология возникла
в начале 20 в. в связи с развитием авиационной медицины и психологии
труда, большая специфичность протекания психических процессов при
выполнении полёта обусловила выделение Авиационная психология в
самостоятельную дисциплину. Эта специфика состоит прежде всего в том,
что отрыв человека от Земли приводит к резкому изменению структуры
пространственной ориентировки и появлению значительного психического
напряжения; особенности влияния внешней среды — ускорения, перепады
барометрического давления, изменения газового состава атмосферы и т. д.
— могут оказывать существенное воздействие на центральную нервную
систему; большие скорости перемещения самолёта и возможность
возникновения аварийных ситуаций требуют постоянного сосредоточения
внимания, быстрых решений и действий.
В СССР интенсивное
развитие Авиационная психология началось с 1921 (работы С. Е. Минца, Н.
М. Добротворского, а затем К. К. Платонова). В настоящее время
исследования по Авиационная психология развиваются в русле более
широкой проблематики инженерной психологии. Со 2-й половины 20 в.
основные направления Авиационная психология группируются вокруг
следующих проблем: изучение влияния на психические функции факторов
полёта и разработка рекомендаций по профилактике неблагоприятных
воздействий; изучение деятельности по управлению самолётом с целью
максимального приспособления техники к психическим возможностям
человека; выявление психологических причин и предпосылок к лётным
происшествиям и разработка мер их предупреждения; исследование
психических качеств, способствующих успешному выполнению летной
деятельности с целью отбора кандидатов в учебные заведения и
определения годности лётчиков к полётам; улучшение методики подготовки
авиационных специалистов на основе изучения психологических
закономерностей обучения и формирования качеств личности.