Детская нейропсихология
(англ. child neuropsychology) - наука о формировании функциональной
мозговой организации в онтогенезе. Возникла на пересечении
нейропсихологии, детской психоневрологии, детской психологии и
возрастной психофизиологии. Являясь разделом нейропсихологии, в
настоящее время детская нейропсихология становится самостоятельным направлением.
В ходе последних лет отмечается значительное ухудшение экологических
условий жизни, при этом в школе к детям предъявляются все более высокие
требования. Психофизическое развитие дошкольников к моменту их
поступления в школу все чаще не соответствует учебным нагрузкам. А если
ребенок с самого начала попадает в ситуацию неуспеха, то дальше ему все
сложнее учиться, так как кроме объективных трудностей к этому
прибавляются тревога, страх и ожидание неуспеха. Одним из способов
решения данной проблемы являются нейропсихологическая диагностика и
нейропсихологическая коррекция. Нейропсихология как наука изучает
мозговое обеспечение высших психических функций, таких как память,
внимание, мышление, восприятие, двигательные функции,речь и т.д. В
отличие от нейропсихологической диагностики во взрослом возрасте, когда
по результатам обследования можно поставить топический диагноз, то есть
определить, с проблемами в функционировании каких зон мозга связаны
нарушения тех или иных психических функций, в детском возрасте ставится
функциональный диагноз. Это связано с тем, что в детском возрасте
продолжается активное развитие мозга, и в мозговом обеспечении
психической деятельности также происходят перестройки.
Нейропсихологическое обследование проводится с целью диагностики
особенностей функционирования головного мозга детей и диагностики
различных психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи,
произвольных движений и действий. Диагностика рекомендована для
взрослых и детей старше 3-х лет. В ходе нейропсихологической
диагностики предлагается выполнить специальные упражнения, так
называемые, функциональные пробы. По продолжительности
нейропсихологическая диагностика обычно занимает 1 – 1,5 часа.
Важно отметить, что нейропсихологическая диагностика наиболее
эффективно в дошкольном и младшем школьном возрасте, так как известно,
что не только развитием мозга определяется психическое
функционирование, но и ранний опыт значительно влияет на активность и
функционирование мозга.
После проведения обследования возможны
различные варианты взаимодействия со специалистом: регулярные
коррекционные занятия в центре, оказание психологической помощи;
взаимодействие в режиме динамического наблюдения, при котором родители
регулярно получают соответствующие рекомендации для работы дома, и с
определенной периодичностью проводится следящая диагностика для
выявления динамики.
Нейропсихологическая коррекция детей
является признанным эффективным видом психологической помощи,
помогающим детям справиться с трудностями в учебе и общении, которые
зачастую связанны с особенностями индивидуального развития психических
функций в детском возрасте.
Так, нейропсихологическая коррекция помогает преодолеть:
- повышенную утомляемость, рассеянность,
- отвлекаемость, неусидчивость,
- снижение функции внимания,
- трудности запоминания,
- нарушения мыслительной деятельности
- трудности самоконтроля
и
некоторые другие особенности детского развития, которые при отсутствии
должного внимания и необходимой психологической помощи могут перерасти
в более серьезные и плохо поддающиеся коррекции нарушения психических
функций во взрослом возрасте. Нейропсихологическая коррекция наиболее
эффективна в дошкольном и младшем школьном возрасте. Это связано с тем,
что на психическое функционирование кроме общего уровня развития
мозговых структур влияет также ранний опыт.
Программа
нейропсихологической коррекции разрабатывается индивидуально, с учетом
особенностей каждого ребенка, выявленных в ходе нейропсихологической
диагностики.
По результатам проведенного обследования могут
быть рекомендованы регулярные коррекционные занятия и/или
взаимодействие в режиме динамического наблюдения, при котором родители
регулярно получают соответствующие рекомендации для работы дома. При
этом с определенной периодичностью проводится следящая диагностика для
выявления динамики улучшений.
В целом нейропсихологическая
коррекция не только помогает ребенку эффективно преодолеть трудности в
обучении, но позитивно влияет на общее развитие личности ребенка:
стабилизирует эмоциональный фон, нормализует самооценку, помогает
раскрыть потенциальные возможности ребенка.