Дифференциальная нейропсихология
(нейропсихология индивидуальных различий) - направление
нейропсихологии, которое анализирует особенности протекания психических
функций и эмоционально-личностной сферы у здоровых лиц (детей,
взрослых) на основании нейропсихологических представлений о мозге как
субстрате психических процессов; изучает связь психологического статуса
с межполушарной организацией мозга.
В последние годы в
нейропсихологии появился ряд исследований, в которых с помощью
различных методических приемов изучается проблема связи
индивидуально-психологических особенностей с морфофункционалъными
различиями в строении и работе мозга. Характерным для этих исследований
является использование нейропсихологических принципов обследования и
анализа
результатов. В соответствии с ними становится возможным
соотнести особенности структуры и содержания психических функций
человека с закономерностями работы мозга и различных его образований,
особенностями структурно-функциональной организации нервной системы и
приблизиться к пониманию причинно-следственных связей между мозгом и
психикой, обуславливающих индивидуальные различия у разных людей
(Т.В.Ахутина, 1996,1998; Т.В.Ахутина и др., 1996,1998; В.Д. Еремеева,
Т.П. Хризман, 1998; Н.К.Корсакова и др.,1997; Ю.В.
Микадзе,1991,1996,1998; Ю.В. Микадзе и др.,1994; ВА.Москвин,1990;
Ю.Ф.Поляков,1996,1998; Э.Г.Симерницкая, 1985,
1991,1996;Е.Д.Хомская,1996,1998;Е.Д.Хомскаяидр.,1991,1997;идр.).
Появление этих работ знаменует формирование нового раздела
нейропсихологии - нейропсихологии индивидуальных различий
(Е.Д.Хомская,1997) или дифференциальной нейропсихологии, находящегося
на стыке ряда психологических и нейробиологических дисциплин:
нейропсихологии, дифференциальной психологии, дифференциальной
психофизиологии, нейроанатомии, нейрофизиологии.
Термин "дифференциальной нейропсихологии" был
введен психологом В.Штерном в 1900 г. в работе "О психологии
индивидуальных различий" для выделения области психологии, изучающей
психологические различия между индивидами и между группами людей, а
также причины и последствия этих различий. В 1960-х годах В.Д.Небылицин
предложил обозначить термином "дифференциальная психофизиология"
совокупность исследований в области психофизиологии индивидуальных
различий, связанных с действием устойчивых биологических
(нейрофизиологических) факторов.
Систематизация накопленных к
настоящему времени нейропсихологических знаний позволяет рассматривать
дифференциальную нейропсихологию как самостоятельное направление
нейропсихологии.
Можно считать, что основной целью
дифференциальной нейропсихологии является описание индивидуальных
особенностей человека и различий между людьми и группами людей на
основе анализа взаимосвязи особенностей протекания психических
процессов и морфофункционалъных особенностей организации мозга.
Одной из наиболее перспективных задач этого направления нейропсихологии
представляется исследование индивидуальных различий в формировании
психических функций на разных этапах онтогенеза. Это связано с тем, что
в онтогенезе происходит активное формирование психических функций и
мозга ребенка: оптимизируется работа различных отделов, структур мозга
и развивается сложное взаимодействие между ними, устанавливается
структура и обогащается содержание психических функций.
Нейропсихологическое содержание этой задачи заключается в исследовании
и описании типологии различий и изменений в структурных, динамических и
содержательных характеристиках психических процессов в связи с разными
вариантами морфофункционалъной организации мозга и разными типами
отклонений в этой организации у детей на разных этапах возрастного
развития.
Методологической основой дифференциальной
нейропсихологии развития познавательных функций в онтогенезе являются
теория системной динамической локализации ВПФ и принцип синдромного
анализа
нарушений высших психических функций А.Р.Лурия, концепции
функциональной системы и системогенеза П.К.Анохина, представления о
биологической и социальной детерминации развития
психики Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева и др.
В общефизиологической теории функциональной системы П.К. Анохин с
помощью разработанных им понятий "функциональная система" и
"гетерохрония в формировании и темпах развития различных структурных
образований и связей между ними" отвечает на вопросы о том, с помощью
каких механизмов и процессов осуществляется адаптация организма к среде
и как многочисленные и различные по сложности компоненты функциональной
системы, часто пространственно далеко разнесенные друг от друга, могут
успешно объединяться (П.К.Анохин, 1968,1980).
Работы
Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия показали, что понятие
функциональной системы применимо к "сложным "функциям" поведения"
(А.Р.Лурия, 1974,с.72) и что основные формы сознательной деятельности
следует рассматривать как сложнейшие психические функциональные
системы, необходимым условием существования которых является совместная
работа различных отделов мозга. Закон гетерохронии проявляется, в
соответствии с этим, как в становлении, развитии различных мозговых
структур и связей между ними (нейрофизиологические функциональные
системы), так и в развитии психических функций (А.Р.Лурия 1969,1973).
Для успешной адаптации и нормального психического развития необходимо
гармоническое двустороннее взаимодействие биологических факторов, в
частности, обеспечивающих морфогенез мозга, и социальных факторов, в
частности связанных с социальной ситуацией развития, в которой
формируются требования, предъявляемые к ребенку . Гетерохронное,
соответствующее актуальности стоящих перед ребенком в разные возрастные
периоды адаптационных задач, созревание различных структур мозга
является необходимой предпосылкой развития психических функций. В то же
время активная адресация различных форм социальных воздействий к
ребенку определяет способ формирования психических функций и оказывает
стимулирующее влияние на созревание соответствующих структур его мозга
(Выготский, 1984, Рубинштейн, 1940, Гальперин и ДР., 1978).
Взаимодействие биологических и социальных факторов выступает общим
принципом формирования мозга и психических функций. Конкретная
специфика этого взаимодействия определяется индивидуальной
морфофункциональной организацией мозга ребенка и социальной ситуацией
его развития и реализуется на основе действия механизма гетерохронии.
Гетерохрония роста и темпов созревания различных компонентов
функциональных систем, таким образом, является специфической для
каждого ребенка и детерминирует индивидуальные различия между детьми
как в пределах одного возрастного этапа онтогенеза, так и на разных
этапах онтогенеза. Эти различия отражают степень зрелости различных
мозговых структур (структурной основы психических функций) и
проявляются в уровне сформированности (результативности) психических
функций. Это, в свою очередь, определяет индивидуальные особенности
развития и отклонений в развитии каждого ребенка, дает основания для
выявления типологических форм развития и отклонений в развитии детей
как в f пределах одного, так и в разные возрастные периоды.
Для анализа состояния высших психических функций ребенка в их
соотнесенности с работой различных зон мозга наиболее удобным и
единственным на сегодняшний день инструментом является синдромный
анализ нарушения высших психических функций, разработанный А.Р.Лурия
(1969, 1973) в теории системной динамической локализации высших
психических функций. Он позволяет установить связь обнаруживаемого при
нейропсихологическом обследовании различных психических функций
дефицита с работой той или иной мозговой зоны.
В процедуру
синдромного анализа входит качественная квалификация ошибок, допущенных
при обследовании, которая дает возможность соотнести их с работой
конкретных областей мозга и звеньев психических функций. Применение
количественной оценки ошибок позволяет определить степень выраженности
дефицита или степень сформированности работы соответствующей зоны
мозга, звена психической функции.
Таким образом,
нейропсихологические методы, включающие синдромный анализ (связанный с
поиском нейропсихологического фактора) и анализ, основанный на
выявлении нарушенных и сохранных звеньев психических функций (принцип
"двойной диссоциации" Г.-Л.Тойбера) удовлетворяют тем требованиям,
которые необходимо выполнить для оценки состояния тех или иных
психических функций в связи с работой различных отделов мозга.
Важное значение для обоснования методических позиций в дифференциальной
нейропсихологии развития психических функций в онтогенезе имеет
существование большого количества экспериментальных
нейропсихологических фактов, указывающих на связь отличных друг от
друга типов нарушения психических функций с работой определенных
участков мозга человека; фактов, указывающих на связь различных
характеристик психических функций с разными типами
структурно-функциональной организации мозга человека; фактов,
подтверждающих различия в структурно- функциональной организации
психики и мозга у детей, находящихся на разных стадиях возрастного
развития, и у взрослых (А.Р.Лурия,1947,1948, 1968, 1973; Е.П.Кок,1967;
И.М.Тонконогий,1973; В.Л.Балонов, Л.Я.Деглин, 1976; Э.Г. Симерницкая.,
1985, 1991; Е.Д. Хомская, 1987; Н.К.Корсакова, Л.И. Московичюте, 1985,
1988; А.В.Семенович, 1991; Б.С.Котик,1992; Т.А.Доброхотова,
Н.Н.Брагина, 1994,1998; Т.А.Доброхотова и др.,1996; Н.К.Корсакова и
др.,1997; Л.И.Вассерман и др.,1997; Сборники: А.Р.Лурия и современная
нейропсихология, 1982; Нейропсихологический анализ межполушарной
асимметрии мозга, 1986; Новые методы в нейропсихологии, 1989;
Нейропсихология сегодня, 1995; Human Developmental Neuropsychology,
1984; Neuropsychology of Memory, 1992; Handbook of Clinical Child
Neuropsychology, 1997; The Neuropsychology Handbook, 1997 и др.).
Цель проведенного исследования состояла в разработке теоретического
обоснования дифференциальной нейропсихологии развития психических
функций в онтогенезе; методических принципов исследования динамики
развития психических функций в онтогенезе в связи со становлением их
системной локализации; в поиске оснований и объяснительных принципов,
позволяющих создать типологию вариантов нормального развития
психических функций, а также типологию вариантов отклонений в развитии
психических функций.
Задачи исследования .
1. Провести
анализ данных, полученных в нейропсихологии и смежных дисциплинах, в
целях поиска методологических и методических оснований
нейропсихологического подхода к исследованию индивидуальных различий в
развитии психических f функций в онтогенезе.
2. Установить
взаимосвязь и взаимодействие, возникающее на разных этапах онтогенеза
между конкретными параметрами, компонентами, звеньями психической
функции (т.е. основными ее структурными и содержательными
особенностями) и теми отделами мозга, которые обеспечивают эту
психическую функцию (т.е. особенностями мозговой основы психической
функции).
3. Выявить взаимосвязь между вариативностью работы
(нормативной, отклоняющейся, патологической) одноименных областей мозга
у детей и возникающей в силу этого вариативностью в протекании
психических функций, а также выяснение динамики этой взаимосвязи в ходе
онтогенеза.
4. Найти основания для классификации различных
вариантов развития и отклонений в развитии психических функций и
описать основные их типы и виды.
5. Разработать принципы
построения методических приемов, позволяющих качественно и
количественно оценить состояние психических функций на разных этапах
онтогенеза, а также оценить динамику их развития в ходе онтогенеза.
Специфика этой задачи определяется также необходимостью создания
компактных методик, пригодных для экспресс-диагностики больших групп
детей, компактных способов обработки результатов обследования и
разработки такой формы выводов из результатов обследования, которая
позволяла бы осуществлять индивидуальный подход к ребенку в ходе
обучения не только психологам, но и специалистам смежных областей.
6. Проверить валидность выдвигаемых положений и принципов на модели школьной успеваемости.
Предметом исследования в работе выступил нейропсихологический анализ
формирования мнестической деятельности в младшем школьном возрасте.
Мнестическая функция рассматривалась как совокупность психических
процессов, каждый из которых характеризует работу отдельного звена
функциональной системы и может быть соотнесен с различными участками
мозга. Это позволяло оценить как состояние разных видов памяти у
конкретного ребенка, так и проследить динамику изменений памяти в
целом, а также отдельных ее составляющих в ходе онтогенеза. В то же
время анализ памяти как деятельности, направленной на запоминание
разнотипного стимульного материала, позволял одновременно оценить
состояние и других психических функций, включенных в мнестическую
деятельность (таких, как восприятие, мышление, речь и др.) и имеющих,
таким образом, общие звенья с функциональной системой памяти.
С другой стороны, выбор памяти был обусловлен тем, что память, наряду с
речью (в ее знаковом понимании), эмоциями, вниманием, участвует в любых
видах психической деятельности, не являющихся мнестическими, и тем
самым выступает краеугольным камнем развития психики, регулируя
протекание разнообразных психических функций.
Все это
позволяет сформулировать гипотезу "мнемоцентризма", согласно которой
мнестическая функция выступает одним из ведущих компонентов
интегративных процессов, позволяющих обеспечить взаимодействие
организма и среды. Ведущая роль памяти обусловлена ее способностью к
фиксации любых форм отражения, действия, регуляции (составляющих основу
поведения в целом) на разных уровнях их осуществления.
В этой
связи исследование памяти позволяет получить результаты, отражающие
состояние самых разных психических функций в зависимости от того, какой
вид деятельности выполняет человек и какой аспект этой деятельности
подвергается анализу. Возможности памяти выступают одним из основных
условий как формирования различных психических функций, так и
наполнения их конкретным, специфическим содержанием.
Вышеизложенные соображения позволяют утверждать, что вопрос о
становлении памяти в онтогенезе является одним из ведущих для понимания
проблемы развития психических функций.
Следует отметить, что
предложенные в работе методологический и методический принципы
исследования памяти рассматриваются как универсальные, применимые к
исследованию любой другой психической функции
Объектом
исследования выступили дети младшего школьного возраста (6-10) лет,
обучающиеся в общеобразовательных школах (всего 458 человек).
Общая гипотеза исследования формулируется следующим образом.
Формирование психических функций в онтогенезе носит гетерохронный,
неравномерный характер, обусловленный действием биологических и
социальных факторов. Специфика их взаимодействия определяет
индивидуальные особенности развития психических функций конкретного
ребенка. Нейропсихологический подход к исследованию состояния
психических функций позволяет определить эти индивидуальные различия в
развитии в их связи с работой мозга. Анализ специфики интегративного
участия различных отделов мозга в обеспечении психических функций может
выступать как основание для классификации основных вариантов развития
психических функций.
Основные положения, выносимые на защиту:
1.
Гетерохронный характер созревания и формирования структурных
компонентов и связей между ними в нейрофизиологических и психических
функциональных системах проявляется специфическим образом у разных
детей одной возрастной группы и обуславливает индивидуальные
особенности интегративной работы целого мозга и протекания психических
функций.
Эти особенности можно выявить в нейропсихологическом
обследовании. Качественная квалификация его результатов позволяет
сделать вывод о включенности того или иного звена нейрофизиологической
функциональной системы в формирование психической функции, а
количественная оценка - о продуктивности его работы, степени
сформированности.
Уровни сформированности разных звеньев выступают
дифференциальными признаками, опираясь на которые можно построить
типологию основных вариантов нормального развития психических функций и
отклонений в их развитии.
2. Различные варианты формирования
психических функций могут быть сгруппированы в более крупные категории
и рассматриваться с точки зрения нормального, отклоняющегося (отличного
от нормального, но не достигшего патологической формы) и
патологического типа развития. Первые два типа связаны с вариативностью
непатологического развития и выступают предметом исследования в
дифференциальной нейропсихологии, третий тип - в клинической
нейропсихологии.
3. Нормальный тип развития психических функций
в ходе онтогенеза можно охарактеризовать с помощью понятия "позитивный
нейропсихологический синдром развития ".
Этот синдром отражает
интегративную работу всего мозга, каждый отдел которого вносит в нее
специфический вклад и отличается от локальных синдромов, традиционных
для нейропсихологии. При этом ошибки, выявляемые в нейропсихологическом
обследовании, рассматриваются как симптомы, характеризующие состояние
психических функций, и в позитивный нейропсихологический синдром
развития включаются те из них, которые претерпевают максимальные
позитивные изменения при смене этапов возрастного развития.
Такой
синдром представляет собой закономерное сочетание симптомов,
обусловленное логикой морфофункционального созревания различных зон
мозга. Варианты сочетаний таких симптомов выступают как основа для
классификации индивидуальных различий в развитии психических функций.
4.
Разные варианты отклоняющегося типа формирования психических функций
могут рассматриваться с точки зрения "негативных нейропсихологических
синдромов развития", формирующихся по описанному выше принципу.
В
такие синдромы включаются те симптомы, отражающие продуктивность работы
соответствующих звеньев психических функций и зон мозга, которые
максимально отличаются по степени выраженности от нормативных
показателей, свойственных определенному возрасту, в худшую, негативную
сторону.
5. Предметом дифференциальной нейропсихологии
онтогенеза должна выступать психическая функция, анализируемая с точки
зрения: а) связи отдельных ее звеньев (психических процессов) с работой
определенных участков мозга, б) индивидуальной специфики формирования
ее психологических (психическое содержание) и морфологических
(нейрофизиологический состав) звеньев у разных детей одного возрастного
периода.
6. Отклоняющийся тип развития психических функций может
быть одной из ведущих причин плохой успеваемости детей. Таких детей
следует рассматривать как относящихся к "группе риска" дальнейшего
неблагополучного развития. Эти дети нуждаются в повышенном внимании со
стороны педагогов, родителей, психологов, а в некоторых случаях и
медицинских работников.
Результаты нейропсихологического
обследования детей позволяют осуществить прогноз их успеваемости на
самых ранних стадиях вхождения в учебную деятельность. В то же время
результаты обследования, ориентированного на выявление конкретных
причин отклонений, дают возможность разработать целенаправленные
рекомендации по дополнительной, в том числе и коррекционной, работе с
ребенком.
7. Методические принципы и приемы, использованные при
исследовании памяти как мнестической деятельности валидны для
определения состава и состояния звеньев психических функций и мозговых
зон, наиболее активно формирующихся в разные возрастные периоды. При
этом качественная квалификация результатов обследования с последующим
синдромным анализом позволяет выявить состав этих звеньев и зон, а
количественный анализ - оценить их состояние.
Для исследования
слухоречевой, зрительной, двигательной памяти была разработана
комплексная нейропсихологическая методика обследования детей младшего
школьного возраста (6-10 лет). Полученные в обследовании результаты
подвергались качественной квалификации и синдромному анализу.
Количественный анализ результатов обследования проводился с помощью
специально созданной программы, позволившей компьютеризировать этот
этап работы с методикой. Результаты обследования, после
нейропсихологической квалификации, вводились в форме символических
обозначений, отражающих характер выполнения тестов ребенком, в
компьютер, с помощью которого проводился статистический анализ данных
по заданным алгоритмам. Итоговым результатом являлась демонстрация
количественных показателей, отражающих специфику мнестической
деятельности конкретного ребенка; интегрированных показателей,
позволяющих связать полученные данные с определенным
нейропсихологическим типом, к которому относится данный ребенок;
сравнительных показателей результатов, показанных ребенком, по
отношению к нормативным результатам выполнения тестов в соответствующей
возрастной группе. Результаты также представлялись в графической форме
позволяющей наглядно видеть характер выполнения тестов ребенком в
сравнении-с нормативными показателями. Все результаты рассматривались в
связи с сформированностью разных видов памяти (модальные шкалы) и в
связи с индивидуальным типом развития психических процессов у данного
ребенка (нейропсихологическая шкала).
Научная новизна и
теоретическое значение работы определяется тем, что впервые в
отечественной нейропсихологии сформулировано определение предмета
дифференциальной нейропсихологии развития психических функций в
онтогенезе, проведено теоретическое обоснование нейропсихологического
подхода к анализу индивидуальных различий формирования психических
функций в онтогенезе. Осуществлено дальнейшее уточнение и обогащение
концептуального аппарата нейропсихологии за счет конкретизации понятия
хроногенной локализации. В состав нейропсихологии включена новая
проблематика, связанная с нормальным и отклоняющимся, непатологическим
развитием психических функций в онтогенезе.
Получены новые
экспериментальные данные, касающиеся общих принципов и индивидуальных
особенностей нормального формирования психических функций, различных
вариантов отклонений в развитии, половых различий, особенностей
формирования психических функций у левшей и правшей, качественных и
количественных изменений в продуктивности психических функций по мере
увеличения возраста ребенка.
Введены и описаны новые понятия -
нейропсихологический синдром развития и негативные нейропсихологические
синдромы развития, которые отражают специфику интегративной работы
всего мозга и отличаются от локальных синдромов, традиционно
используемых в нейропсихологии. Разработка этих понятий представляет
дальнейшее развитие представлений о нейропсихологическом синдроме.
Основное внимание в работе уделено младшему школьному возрасту.
Понимание природы индивидуальных различий в этом периоде онтогенеза
представляется весьма актуальным, поскольку нейропсихологический аспект
рассматриваемой проблемы в значительной степени переплетается с
психолого-педагогическим. Декларируемый в настоящее время
дифференцированный, индивидуальный подход к обучению детей в школе
требует использования различных обоснованных (в том числе и
психологических) показаний, которые послужили бы объективным критерием
для его реализации.
В этой связи практическая актуальность
работы обуславливается необходимостью поиска и устранения причин
затруднений, возникающих у определенной части детей при усвоении
школьной программы. Эта проблема является одной из наиболее острых в
образовании, поскольку в последнее время отмечается значительный рост
числа учащихся, отстающих в учебе. Так, по различным данным, число
неуспевающих школьников превышает 30% от общего числа учащихся и
составляет от 15% до 40% в начальных классах. Уровня готовности к
школьному обучению достигают в шесть лет менее 50% детей
(Э.Г.Симерницкая,1991; Диагностика школьной..., 1993; Т.Я.Сафонова,
А.Д.Фролова, 1995).
В 1994 году здоровыми были признаны лишь
10% выпускников школ и 15,1% детей дошкольников. Слабое здоровье
дошкольников становится одной из причин, наряду с другими оказывающей
влияние на адаптацию к школе. Учебные нагрузки и напряженный режим
школьной деятельности могут привести к резкому ухудшению соматического
и психического здоровья ослабленного ребенка (Т.Я.Сафонова,
А.Д.Фролова,1995).
Своевременное выявление причин, приводящих
к трудностям обучения у детей младшего школьного возраста (6 - 10 лет),
и соответствующая коррекционная работа могут уменьшить вероятность
"застревания" на временных неудачах в обучении. Хронические трудности в
обучении, в свою очередь, часто становятся фактором риска,
способствующим развитию у ребенка нервно-психических, психосоматических
расстройств как последствий стресса, вызванного отрицательными
эмоциями, или различных форм девиантного поведения, выступающих в
качестве индивидуальной, но неадекватной компенсации неуспеха в
школьной деятельности.
Практическая значимость работы, таким
образом, заключается в возможности использовать разработанную методику
для обследования больших групп детей в школах, применять получаемые в
нейропсихологическом обследовании результаты для осуществления
прогностических рекомендаций и профилактических мероприятий, в которых
реализуется индивидуальный подход к ребенку в ходе его обучения в школе.
Можно отметить отличия дифференциальной нейропсихологии от
дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии.
Дифференциальная психология, в первую очередь, направлена на
исследование индивидуальных психологических качеств и свойств, присущих
человеку, соотнося их с теми или иными порождающими причинами.
Дифференциальная психофизиология "призвана воссоздать единую картину
индивидуально-типологических различий между людьми, обуславливаемых
устойчивыми биологическими факторами" (В.М. Русалов,1980, с.61). Таким
образом, в дифференциальной психологии в первую очередь анализируются
психологические основания классификации индивидуальных различий, а в
дифференциальной психофизиологии решаются вопросы выявления устойчивых
биологических факторов, детерминирующих такие различия.
Нейропсихологический подход к проблеме индивидуальных различий
позволяет сблизить эти два полюса и установить причинно-следственные
связи взаимообусловленного формирования мозга и психики. Так, в работе
одних и тех же мозговых структур может проявляться определенная
функциональная вариативность, которая оказывает влияние на протекание и
различает протекание психических функций у разных людей (напр.,
И.И.Филимонов, 1944, 1957). В то же время у разных людей могут
существовать различия в структуре и содержании психических функций, и
это означает, что они формировались по-разному, с опорой на разные
мозговые структуры (напр., Н.П.Бехтерева, 1980).
С точки
зрения нейрофизиологической составляющей индивидуально-психологические
различия могут быть связаны с особенностями работы или с отклонениями в
работе той или иной мозговой структуры. С точки зрения психологической
составляющей, индивидуальные различия, специфика работы мозговых
структур может быть обусловлена тем, как и в каких социальных условиях
формировалась та или иная психическая функция. Таким образом,
морфофункциональные различия могут зависеть от
индивидуально-психологических особенностей формирования психических
функций у разных людей, а индивидуально-психологические различия могут
возникать в силу морфофункциональных особенностей формирования мозга.
Следует отметить прямую связь дифференциальной нейропсихологии (в
частности дифференциальной нейропсихологии онтогенеза) с
дифференциальной психологией, возрастной психологией, специальной
психологией, психологией труда и психологией управления,
психофизиологией; с разными областями клинической психологии - детской
нейропсихологией, психологии аномалий детского развития, клинической
нейропсихологией.
Дифференциальная нейропсихология психических
функций в онтогенезе может иметь непосредственную связь с практическими
задачами: в области здравоохранения - при решении задач охраны
психического здоровья и описании типологии отклоняющихся и
патологических форм психического развития; в области образования -при
решении вопросов, относящихся к прогнозу успешности учения и выявлению
возможных причин неуспешности развития ребенка в образовательной среде;
в области профориентации и профподбора -для решения проблем
гармонического включения человека в специфические виды деятельности.
Обоснованность
научных положений, рекомендаций и выводов определяется тем, что
положения и выводы работы строятся на основе теории функциональных
систем и их гетерохронном развитии (П.К.Анохин); представлений о связи
биологического и социального в развитии ребенка (Л.С.Выготский и др.);
теории системной динамической локализации высших психических функций
человека и принципа синдромного анализа нарушений высших психических
функций (А.Р.Лурия).
При анализе данных исследования
использовались методические приемы, обоснованные в теории системной
динамической локализации А.Р.Лурия, и сочетающие качественную и
количественную оценки результатов. Интерпретация полученных фактов,
выводы строились на основе их сопоставления с большим объемом данных,
накопленных в отечественной и зарубежной нейропсихологии.
Статистическая
достоверность результатов обеспечивалась большим объемом выборки (458
человек) и использованием статистических методов (пакет программ SAS).
Апробация работы. Исследование проводилось в рамках
научно-исследовательской работы кафедры нейро- и патопсихологии
факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова по теме
"Нейропсихологический анализ психических функций на разных этапах
возрастного развития". Практическая работа осуществлялась на основе
договоров о сотрудничестве с общеобразовательными школами Центрального
и Северного административных округов г. Москвы.
Материалы
диссертационной работы обсуждались на заседании кафедры нейро- и
патопсихологии факультета психологии МГУ (1997, 1998 гг.), заседании
ученого совета факультета психологии МГУ (1997), Московского общества
нейропсихологов (1997 г.). Отдельные положения работы представлялись
автором на научно-практических конференциях (Пермь,1991; Москва,
1993,1996; Одесса, 1994; 1995); на международных конференциях
(Nijmegen,1995; Geneva, 1996; Rennes,1997, Berne, 1998; Aarhus,1998;
San-Francisco, 1998).
Результаты исследования отражены в
публикациях, в том числе в коллективных монографиях, учебных пособиях:
"Деятельность: структура и регуляция", 1987 (автору принадлежит 2 печ.
листа); "Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших
школьников", 1994 (автору принадлежит 2 печ. листа); "Неуспевающие
дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших
школьников", 1997 (автору принадлежит 4 печ. листа); "Методы
исследования в психологии: квазиэксперимент", 1998.
Материалы
диссертации использовались в лекционных курсах и практических занятиях,
прочитанных на факультетах психологии МГУ им. М.В. Ломоносова,
Уральского, Сургутского государственных университетов и в других
учебных заведениях.
Официальная апробация работы была
проведена на заседании кафедры нейро- и патопсихологии факультета
психологии МГУ им. М.В.Ломоносова 30 декабря 1998 г.