Дифференциальная психология — (от лат. differentia — различие) — отрасль психологии,
изучающая психологические различия как между индивидами, так и между
группами людей, причины и последствия этих различий. Предпосылкой
возникновения дифференциальной психологии явилось внедрение в
психологию эксперимента, а также генетических и математических методов.
Дифференциальная психология складывалась под непосредственным
воздействием практики —педагогической, медицинской и инженерной. Начало
ее разработке положил Ф. Гальтон, создавший ряд приемов и приборов для
изучения индивидуальных различий, в том числе для их статистического
анализа.
Термин "дифференциальная психология" ввел немецкий
психолог В. Штерн в работе "О психологии индивидуальных различий"
(1900). Первыми крупными представителями нового направления были А.
Бине, А. Ф. Лазурский, Дм. Кеттел и др. Основным методом
дифференциальной психологии стали тесты — сперва индивидуальные, а
затем групповые, — используемые для определения умственных различий, а
с изобретением тестов проективных — для измерения интересов, установок,
эмоциональных реакций. Путем обработки тестов методами факторного
анализа выявляются факторы, сигнализирующие об общих свойствах
(параметрах, измерениях) интеллекта или личности. На этом основании
определяются количественные вариации в психологических свойствах
отдельных индивидов.
В зарубежной психологии наибольшую известность приобрели:
1)
теория двух факторов Ч. Спирмена, согласно которой в каждом виде
деятельности представлен как общий для любой из них фактор, так и
специфический, необходимый только для данного вида деятельности
(например, для решения математических задач, литературного творчества и
т.п.),
2) мультифакторные теории (Л. Терстоун, Дж. Гилфорд и др.),
отрицающие общий фактор и полагающие, что имеется широкий спектр
первичных умственных способностей (скорость восприятия, ассоциативная
память и др.).
Как бы ни совершенствовались тесты и их
статистическая обработка, они сами по себе не способны объяснить
причины психологических различий. Вопрос об этих причинах на протяжении
всей истории дифференциальной психологии служит предметом острых
дискуссий. В зарубежной дифференциальной психологии долгое время
господствовало убеждение в биологической предопределенности
способностей и характера человека. Решающее значение приписывалось при
этом наследственности и созреванию организма, а зависимость
индивидуально-психологических особенностей от образа жизни личности,
социально-экономических и культурных условий ее развития игнорировалась.
В настоящее время для дифференциальной психологии характерно
интенсивное развитие новых подходов и методов, как экспериментальных,
так и математических. Наряду с различиями между индивидами в умственном
отношении широко исследуются различия в творческих и организаторских
способностях, в общей структуре личности, в мотивационной сфере. Важное
место отводится выявлению корреляций между психологическими свойствами,
с одной стороны, физиологическими и биохимическими — с другой. Факты и
выводы, полученные дифференциальной психологией, имеют важное значение
для решения многих практических задач (отбор и обучение персонала,
диагностика и прогностика развития отдельных свойств, склонностей,
способностей индивидов и др.).