Экономическая психология
— отрасль психологии, изучающая психические особенности субъекта
экономической деятельности, формы психического отражения экономических
явлений в сознании индивидов, групп, слоев, классов, народов, а также
экономическое поведение, основанное на них. Экономическая психология,
представляя собой междисциплинарное знание о человеке и человеческих
отношениях, складывающихся в процессе хозяйственной деятельности,
использует теоретические положения и методы различных отраслей
психологии и экономических дисциплин, а также социологии, биологии,
антропологии, философии, изучая аспекты экономического поведения,
начиная от хозяйственной деятельности индивида и кончая экономической
политикой стран. Экономическая психология отличается от экономических
наук тем, что предметом ее исследования являются не экономические
процессы сами по себе, а прежде всего люди, участвующие в них. Термин
«экономическая психология» был впервые применен Г. Тардом (1881 г.)
(см. «Экономическая психология», 1902.) Экономико-психологические
реалии, особенно нормы и ценности, в процессе исторического развития
общества нередко брались в основу законодательного регулирования норм
хозяйственной жизни.
Представления о психических особенностях
«экономического человека» эволюционировали по нескольким направлениям.
В наиболее известном из них личность и побуждения субъекта
экономической деятельности связываются с «эгоизмом», «личным интересом»
(Т. Гоббс, К. Гельвеций, Р. Камберленд, Б. Мандевиль и др.).
В
утилитаризме и прагматизме побуждения «экономического человека»
складываются из двух основных компонентов — наслаждения и страдания,
котрые не сводятся к чисто денежному накоплению и часто основаны на
альтруизме, страстях, любви (Дж. Бентам). Принцип полезности и выгоды
как основа экономических мотивов личности у Д. Дьюи дополняется
целостным пониманием человека как единства биологического и
социального. Мотивирующая привычка рассматривается им как
личностно-стилевой компонент деятельности, связанный с обычаями,
традициями общества. Обычаи, правила поведения и привычки, нормы как
характеристики субъективного мира «экономического человека»
раскрываются в концепции Т. Веблена как индивидуально-личностные и
культурно-исторические истоки макроэкономического поведения, в
результате чего в структуру экономических побуждений были введены
иррациональные, «бесполезные» стремления.
Социально-историческое направление исследования субъекта экономической
деятельности рассматривает его классовую принадлежность, зависимость от
социального слоя, группы, нации, народа в их историческом развитии (А.
Вагнер, К. Книс, Ю. Гильденбранд, К. Маркс и др.) (см. также
Историческая психология). Еще одним направлением исследования
«экономического человека» является раскрытие морально-ценностных
аспектов его сознания. В современных работах предметом исследования
является этика предпринимательства, этические аспекты собственности (А.
Риан, Д. Холлуэлл). Начиная с середины ХХ в. собственно психологическое
направление исследований «экономического человека» приобретает особый
размах благодаря работам К. Е. Варнерид, П. Вебли, Д. Каненан, Дж.
Катона, А. и. Китова, С. В. Малахова и др.).
К основным
проблемам экономической психологии относятся проблема человека как
субъекта экономической деятельности, проблемы психологии собственности,
психологии распределения и потребления, проблемы потребностей и их
развития, проблемы психологии занятости, психологии
предпринимательства, психологии финансов, накопления, экономического
поведения в традиционных обществах, макроэкономической психологии и т.
п.