Характерология
- отрасль психологии личности (иногда рассматривается как
самостоятельная психологическая наука в стволе индивидуальной
психологии дерева психологической науки, предмет которой характер
Учение о характере — характерология имеет
длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами
характерологии на протяжении веков было установление типов характера и
их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение
человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным
образованием личности, большинство существующих его классификаций
исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами
развития личности.
Одной из наиболее древних попыток
прогнозирования поведения человека является объяснение его характера
датой рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера
человека получили название - гороскопов. Практически, все гороскопы
составляются одинаково: общепринятый временной период разбивается на
определенные интервалы, каждому из которых присваивается определенный
знак, символ. Описание характера человека дается через призму различных
свойств этого символа. Однако характеры людей, родившихся в одно и то
же время, по разным гороскопам оказываются различными. Так, например, в
соответствии с гороскопом друидов, проводящих связь человеческих
характеров с деревьями, человек, родившийся в интервале с 22 декабря по
1 января, является яблоней. Согласно гороскопу яблоня редко бывает
высокой, много в ней симпатичного, много обаяния, сердечности. Внушает
мысль о любви, даже когда сама о ней и не думает. По астрологическим
знакам Зодиака человек, родившийся в период с 22 декабря по 20 января —
Козерог. По данному гороскопу это предполагает упрямый характер,
наиболее стойкий, выносливый, скрытый, тайно самолюбивый. Живет
реальной действительностью, преодолевая неприятности и препятствия.
Восточные гороскопы устанавливают 12-годичные циклы, каждый из которых
проходит под знаком какого-нибудь животного. Человек, рожденный в
определенном году, получает ряд врожденных свойств, в соответствии с
которыми и складывается его характер. Однако сравнение характеристик
аналогичных животных в японском или, скажем, китайском гороскопах также
существенно различается.
Не менее популярны попытки связать
характер человека с его именем. В последнее время эта ветвь
характерологии получила новый импульс развития. Теоретики данного
направления считают, что определяющее влияние имени человека на его
характер вызвано следующими факторами. С одной стороны, максимальная
скорость роста мышечной ткани у ребенка наблюдается в первые месяцы
жизни, с другой - в это же время самой гаммой звуков, которую наблюдает
ребенок, является его собственное имя. Младенец не подражает услышанным
звукам, а подражает озвученной мимике. В результате у ребенка
рефлекторно возбуждаются нервные импульсы именно в тех группах мышц -
мимических, артикуляционных и дыхательных, которые участвуют в
произнесение имени. Обмен веществ в мышцах, где возникает импульс,
ускоряется на фоне и без того стремительного роста. В конце концов эти
маленькие, но заметные в своем влиянии на строение мышц лица мимические
мышцы окажутся акцентировано развитыми. Именно поэтому люди с
одинаковыми именами похожи друг на друга. Подобным образом формируется
и характер.
Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика
- учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к
определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут
быть установлены психологические характеристики этого типа. Уже
Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая
в его внешности черты сходства с каким-нибудь животным, а затем
отождествляли его характер, как в восточном гороскопе, с характером
этого животного. Так, по Аристотелю, толстый, как у быка, нос означал
лень, широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, - глупость, нос,
как у льва, - важность, волосы тонкие, как шерсть у коз, овец и зайцев,
робость, волосы жесткие, как у львов и кабанов, - храбрость.
Наиболее известной стала физиогномическая система Иоганна Каспера
Лафатера, считавшего основным путем познания человеческого характера
изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики и т.д. Так, о
гениальности Гете, по мнению Лафатера, в наибольшей степени
свидетельствует его нос, который "знаменует продуктивность, вкус и
любовь - словом поэзию”.
При определении характера человека
физиономисты использовали в качестве определяющих самые различные
признаки. Так, помимо носа, внимание уделялось рту человека. А. Делестр
отмечал, что степень сжимания губ прямо пропорциональна твердости
характера; расслабленные губы - признак обладания "женскими” чертами
характера (мягкость, любезность) , и чем больше - тем выраженнее (у
глупого человека, например, рот вообще открыт). Это объяснялось тем,
что даже когда человек смеется, на его лице рефлекторно возникает
определенная маска, соответствующим образом связанная с характером.
Улыбка может быть самодовольной, сладкой, счастливой, светлой,
холодной, насмешливой, кроткой, глупой и пр.
Однако самым
важным показателем характера являлись глаза человека. Аристотель
указывал, что большие добродушные, но выпуклые глаза являются признаком
глупости. Л.Н. Толстой различал, например, хитрые глаза, лучистые,
светлый взгляд, грустный, холодный, безжизненный. Он писал: "Есть люди,
у которых одни глаза смеются, - эти люди хитрые и эгоисты. Есть люди, у
которых рот смеются без глаз, - это люди слабые, нерешительные, и оба
эти смеха неприятны”.
В настоящее время под эти чисто
беллитрические факты пытаются подвести научные доказательства
Американские психологи Дж. Глайв и Э.Клери после пятилетнего изучения
черт характера примерно 10 тыс. детей доказали, что дети с темными
глазами обладают большей жизнью, инициативой и более неспокойным
характером, нежели дети со светлыми глазами. У взрослых возможны
некоторые отклонения. Авторы утверждают, что люди с темно-голубыми
глазами весьма настойчивы, но имеют склонность к сентиментальности. Они
легко поддаются настроению, долго помнят обиды, бывают капризны, иногда
их поступки непредсказуемы. Люди с темно-серым цветом глаз - упрямы и
смелы, они настойчивы и добиваются своего, несмотря на различные
трудности. Бывают вспыльчивы и злопамятны. Ревнивы, большей частью
однолюбы. Те, кто обладает темно карими глазами, веселы, остроумны,
вспыльчивы, но отходчивы. Они влюбчивы, но не очень постоянны. Как
правило, общительны, любят юмор, легко сходятся с людьми. Обладатели
светло-карих глаз застенчивы, склонны к уединению, мечтательны, тяжело
переносят нанесенную им обиду. Трудолюбивы, старательны, на них можно
положиться - они не подведут. Синие глаза свидетельствуют о
романтических наклонностях, но в тоже время об эгоизме и самомнении.
Синеглазые легко поддаются порывам, но быстро остывают. Их несомненно
положительная черта - правдивость. Что же касается людей с зелеными и
серо зелеными глазами, то, как утверждают Дж. Глайв и Э.Клери, в
большинстве случаев они имеют сильную волю, решительны и неукоснительно
идут к своей цели. Они отличаются постоянством. Бывают жесткими и
несговорчивыми.
В качестве отдельного направления
характерологии можно выделить определение индивидуальных особенностей
человека по его позе, положению тела. По мнению некоторых психологов,
наиболее ярко характер раскрывается в позе человека: как он стоит, как
идет. как сидит и даже в какой позе засыпает.
Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление в характерологии, имеет хиромантия. Хиромантия
- система предсказаний черт характера человека и его судьбы по кожному
рельефу ладоней. Хиромантия известна с глубокой древности, но
наибольший рассвет приходится на XVI-XVIII вв., когда во многих
университетах стран Европы существовали кафедры хиромантии. В своих
истоках хиромантия тесно связана с астрологией, поскольку главными
признаками руки, которые принимаются во внимание, являются "7 холмов "
на ладони, называемые именами Солнца и планет: Венеры, Юпитера,
Сатурна, Меркурия, Марса и Луны.
До последнего времени научная
психология неизменно отвергала хиромантию, однако изучение
эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью
дало новый толчок к возникновению новой отрасли знания - дерматоглифики.
Было, в частности показано, что формирование рисунка ладоней каждого
человека, как и развитие мозга, происходит на 3-4 месяце
внутриутробного развития и обусловлено одним и тем же влиянием генного
набора родителей или хромосомными отклонениями плода. Поэтому
хиромантию следует рассматривать скорее как анатомическую или
физиологическую особенность организма, и она может поставлена в один
ряд с конституционным направлением характерологии, ярким представителем
которого был Э. Кречмер. Кречмер рассматривал характер в связи со
строением тела как психическую конституцию человека, соответствующую
его телесной конституции, и объяснял характер, в конечном счете,
врожденными, прежде всего эндокринными факторами.
Однако в
настоящее время ни антропология, ни анатомия, ни психология не
располагают никакими сколько-нибудь достоверными данными о том, что
характер человека зависит от строения тела, конфигурации лица, цвета
глаз и т.д. Следует ли из этого, что определение характера человека на
основании изучения его внешности невозможно? Вероятно, есть смысл
вспомнить высказывание Чарльза Дарвина о том, что физиогномиста
существенно знать, что "... каждый индивидуум сокращает преимущественно
только определенные мускулы лица, образуемые их обычными сокращениями,
могут сделаться более глубокими и видимыми ". Связь между внешностью
человека и складом его характера отчетливо прослеживается как в
литературных произведениях, так и в изображении великих мастеров
портрета. Однако научная психология исходит из положения, что
зависимость между привычным выражением лица человека и складом его
характера не является однозначной. То или иное выражение лица, складки,
морщины могут иметь самые различные причины возникновения. И здесь
нельзя не согласиться с А.В.Петровским, что причиной слегка
приоткрытого рта может быть не только глупость человека, но и глухота,
и больная носоглотка, и напряженное внимание.
Наиболее яркое,
отчетливое представление о характере человека можно получить, зная
специфику его поступков, поведения, деятельности. Движения и действия,
выполнение которых становится в определенных условиях потребностью, как
известно, называют привычками. Привычные действия человека, повторяясь,
становятся чертами характера, составляя его существо, влияя на
положение человека в общественной жизни и на отношение к нему со
стороны других людей. На это же указывали Андре и Гастон Дюрвилии, по
их мнению, выражение - это жест, закрепленный долгим повторением, идея
и внешний образ тесно связаны между собой.
В этом отношении более ценным в диагностическом отношении, можно считать графологию
- науку, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных
движений, отражающих психологические свойства пишущего. Графологические
сведения, накапливаемые веками, устанавливали связь между рядами фактов
- особенностями почерка и характером.
Кречмер различал три типа характера в зависимости от строения тела:
- пикнический тип (приземистый, с толстой шеей) — по характеру циклоид, или сангвиник;
- астенический тип (худой, маленький, лептосомный (узкий) — по характеру шизотим, или шизоид;
- атлетический тип — Кречмер считал его смешанным (позднее П.Б. Ганнушкин определил его как эпилептоида).
Проведенные
Кречмером эксперименты давали явную картину зависимости типа характера
от строения тела. В дальнейшем его типология была дополнена и
скорректирована П.Б. Ганнушкиным и М.Е. Бурно.
В настоящее время типология основных характеров выглядит примерно так:
1. Циклоид-сангвиник
— добродушный, реалистический экстраверт, синтонный (то есть
находящийся в гармонии с окружающей его реальностьюсм.). Синтоник
веселится, когда весело, и грустит, когда грустно. Когда-то этот образ
играл большую роль в культуре — по-видимому, начиная с эпохи
Возрождения. В художественной литературе сангвиники нарисованы особенно
выпукло: это Гаргантюа, Ламме Гудзак, Санчо Панса, Фальстаф, мистер
Пиквик — все добродушные толстяки. В ХХ в. от засилья добродушных
героев остались только Кола Брюньон и Швейк. В целом такая в принципе
здоровая жизнерадостная личность не характерна для ХХ в.
2. Психастеник —
реалистический, тревожно-сомневающийся интроверт. Этот тип характерен
для культуры конца ХIХ века, его олицетворяет Чехов в своих основных
характерологических установках — психастевику свойственна повышенная
порядочность, боль за других и тревожно-ипохондрическое переживание
прошлого в своей душе. Чехов запечатлел психастеника в драматическом
виде в образе профессора Николая Степановича («Скучная история»), а в
комическом виде — в образе Червякова («Смерть чиновника»). Психастеник
тревожно-мучительно, по многу раз прокручивает уже сделанные поступки,
«пилит опилки», по выражению Дейла Карнеги. Тревожная психастеническая
рефлексия показательна для начала ХХ в., она воплощена в таком
художественном направлении, как постимпрессионизм (импрессионизм.
считается в целом сангвиническим, синтонным направлением), в частности
в творчестве Клода Моне. Самым знаменитым героем-психастеником в
европейской культуре был, конечно, Гамлет.
3. Истерик.
Для этого характера важен такой признак, как демонстративность. По
выражению Карла Ясперса, истерик живет не для того, чтобы быть, а чтобы
казаться быть. Самый знаменитый истерик в мировой литературе — это
Хлестаков. Истерик — парадоксальный характер в том смысле, что это
аутистический экстраверт, то есть, с одной стороны, это
нереалистический характер, у него совершенно фантастическое
представление о реальности, но, с другой стороны, он погружен не в свой
внутренний мир, который у него достаточно беден, но в выдуманную им
самим реальность.
4. Эпилептоид. Характер
напряженно-авторитарный с атлетическим типом сложения. Реалист и
прагматик до мозга костей, экстраверт. Из эпилептоидов рекрутируются
воины и политики. Два знаменитых современных российских эпилептоида —
Борис Ельцин и Александр Лебедь. Впрочем, эпилептоиды могут быть двух
типов — примитивно-эксплозивные (Дикой в «Грозе» Островского) и
утонченно-дефензивные (Кабаниха, Иудушка Головлев, Фома Фомич Опискин).
Для эпилептоида характерна так называемая иудина маска — выражение
льстивой угодливости, за которой прячетея злоба и стремление к власти.
Эпилептоид — прекрасный организатор, но почти никогда не бывает
литератором или философом. Есть великие художники-эпилептоиды, например
Роден и Эрнст Неизвестный.
5. Шизотим, или шизоид, или аутист
(см. также аутистическое мышлениесм.). Шизоид — замкнуто-углубленный
аутистический интроверт. Он во всем замкнут на самого себя. Внешний
мир, как его понимают и чувствуют сангвиник и психастеник, не
существует для шизоида — его мир находится внутри его самого, а
проявления внешнего мира суть лишь символы, еще глубже раскрывающие
структуру мира внутреннего. Весь ХХ век может быть назван
шизотимической эпохой. Практически все сколько бы ни было
фундаментальные открытия в науке и философии, все важнейшие
художественные направления носят шизотимный характер: это и
аналитическая философиясм. , и квантовая механика, и теория
относительности, и психоанализсм. , и киносм. , и структурная
лингвистикасм. вместе с семиотикойсм. и математической логикойсм. , и
многое другое; шизоидный характер присущ экспрессионизмусм. ,
символизму, новому романусм., постструктурализмусм., постмодернизму.
Почти все великие художественные произведения ХХ в. аутистичны: «Доктор
Фаустус» Томаса Манна, «Улисс» Джойса, «В поисках утраченного времени»
Пруста, «Шум и ярость»см. Фолкнера, «Человек без свойств» Музиля, «Игра
в бисер» Гессе, «Бледный огонь»см. Набокова. То же самое относится к
музыке ХХ века (см. додекафониясм.) : Стравинский, Прокофьев,
Шостакович, Булез, Штокгаузен — все это шизотимы. Вся реальностьсм. ХХ
в. как бы попадает в воронку аутистического мышления, реальность
насквозь символизирована, семиотизирована, концептуализирована. Важна
логичность, непротиворечивость построения, а его отношение к реальности
(которой, вероятней всего, как таковой вообще нет) имеет второстепенное
значение. Известно, что когда Гегелю сказали, что некоторые его
построения не соответствуют действительности, он холодно заметил: «Тем
хуже для действительности». Вот классическая аутистическая установка.
6. Полифонический, или мозаичный, характер.
Он тоже характерен для ХХ века. Мозаика возникает в том случае, когда
человек переносит тяжелую психическую болезнь, например параноидальный
психоз или эпилепсию. В этом случае характер человека как будто
раскалывается на куски, становится многорадикальным, сочетает в себе
несочетаемые черты. Эпилептическими мозаиками были во многом
определившие ХХ в. Лев Толстой и Достоевский. Франц Кафка, перенесший
серьезную эндогенную депрессию (возможно, психоз), сочетает в своей
личности и в своем творчестве черты дефензивно-психастенические и
шизотимные. Его романы, особенно «Замок», не укладываются в чисто
шизотимную схему экспрессионистического творчества, он подрывает
экспрессионизм своей характерологической полифонией. Отсюда
двойственность, идущая от сочетания обыденного стиля с фантастичностью
происходящего.
Мозаичен в целом сюрреализмсм. , для которого
выражение «сочетание несочетаемого» входит в определение. Картины Рене
Магритта и Сальвадора Дали, фильмы Луиса Бунюэля — это явная мозаика.
Разобранная
здесь Х.. является нефрейдистски и даже антипсихоаналитически
ориентированной. Это не означает, что психоанализсм. не предложил своей
Х.. Она была разработана в трактате В. Райха «Анализ характера».
Психоаналитики в соответствии со своей установкой все объяснять через
травмы раннего детства делят человеческие характеры на оральный
(примитивно говоря, те люди, которых мать слишком рано отняла от
груди), анальный (те, которых слишком унижали в том, что касается
личной гигиены) и генитальный (те, которые пережили достаточно
серьезные эдиповские проблемы — см. Эдипов комплекссм.).
Психоаналитическая Х.. носит также «телесный» характер, концепция
психотерапии у Райха и его последователя Александра Лоуэна представляет
собой работу с телом и называется биоэнергетической. Основное отличие
психоаналитической концепции от Кречмеровской заключается в том, что
первая имеет не чисто медицинский, а абстрактно-экзистенциальный
характер. Второе отличие — в том, что если у психоаналитиков терапия
направлена на преодоление характера, то кречмерианская Х.. считает
характер чем-то врожденным и неустранимым, и терапия ориентирована на
адаптацию имеющегося характера, на выявление его творческих потенций
(см. терапия творческим самовыражениемсм.).