Нейропсихология – одна
из областей психологического знания – решает как теоретические, так и
практические задачи. В теоретическом плане ее предметом является
мозговая организация психических функций, изучение роли отдельных
структурно-функциональных единиц мозга в осуществлении различиях видов
психической деятельности. В практической сфере нейропсихология вносит
свой вклад в решение таких задач медицинской психологии, как
диагностика и реабилитация. Объединенные общим методическим подходом –
методом синдромного анализа нарушения высших психических функций при
различных формах мозговой недостаточности – теоретическая и клиническая
составляющие нейропсихологии находятся в тесном и неразрывном единстве,
изначальном и главном условии формирования и развития этой дисциплины.
Вместе с тем в настоящее время отчетливо формируется потребность
практики (особенно практики подготовки и переподготовки специалистов) в
более целенаправленном и акцентированном изложении диагностических
возможностей нейропсихологии.
Современный этап развития
нейропсихологии характеризуется ее выходом в новые клинические области,
обеспечиваемым, с одной стороны, достижениями в области нейрохирургии и
неврологии, с другой – накопленными к настоящему времени данными об
адекватности нейропсихологического подхода применительно к различным
психическим заболеваниям (деменции позднего возраста, шизофрения,
эпилепсия, алкоголизм, задержки психического развития) и даже к оценке
функционального состояния мозга здоровых людей в особых иди
экстремальных условиях жизни и деятельности (адаптация к новым средовым
факторам, спорт, левшество, билингвизм, стрессовые воздействия и т.п.).
Дисфункции или функциональные перестройки в мозговой организации
психических процессов, выявляемые при этом, могут быть результатом
изменений деятельности мозга не на структурном, а на
нейрофизиологическом, нейрональном или биохимическом уровнях
обеспечения деятельности мозга. При этом самостоятельное значение
приобретают не только и не столько задачи установления топического
диагноза, сколько возможности выявления сохранных и нарушенных звеньев
в психической деятельности и описание структуры ее изменений на основе
факторов, формирующих синдром. Получаемые при этом данные обеспечивают
совершенствование дифференциальной диагностики и дают возможность
оценки течения болезни (в том числе и в процессе фармакологического
воздействия) и прогноза. Последнее обстоятельство представляется весьма
важным для профилактических, коррекционных и реабилитационных
мероприятий.
Авторы учебного пособия "Клиническая психология”
отдают себе отчет в условности деления этой области психологии на
теоретическую и клиническую. Тем не менее, обобщение именно
клинического диагностического аспекта применения метода А.Р. Лурии в
современных условиях, необходимость его широкого распространения,
задачи практической подготовки студентов-психологов к работе в
различных областях медицины настоятельно требовали создания подобного
методического руководства. В нем не нашли своего отражения два
важнейших направления современной нейропсихологии, имеющих
самостоятельный практический смысл: нейропсихологическая реабилитация и
нейропсихология детского возраста. Стратегия и тактика
нейропсихологической реабилитации исчерпывающе разработана и
представлена в трудах профессора кафедры нейро- и патопсихологии Л.С.
Цветковой и возглавляемого ею коллектива Проблемной лаборатории.
Детская нейропсихология – относительно новое направление исследований,
плодотворно осуществляемое под руководством доктора психологических
наук Э.Г. Симерницкой, ведущего научного сотрудника этой же кафедры, в
научном и практическом плане представляет собой большую самостоятельную
область нейропсихологии, требующую, на наш взгляд, создания отдельного
методического руководства.
В заключение хотелось бы подчеркнуть,
что новые сферы приложения нейропсихологии и достижения
нейропсихологической практики с отчетливой яркостью показывают поистине
неисчерпаемые возможности, заложенные в созданной А.Р. Лурией области
психологической науки, успехи которой в значительной мере обусловлены
её формированием в тесной связи с практикой и междисциплинарным
взаимодействием с общей психологией, неврологией, нейрохирургией,
функциональной анатомией, физиологией высшей нервной деятельности и
психофизиологией.