Клиническая психология
- дисциплина, включающая в себя оценку психического здоровья,
организацию и проведение научных исследований для понимания психических
проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции и
помощи (психотерапия). Психотерапевтические методы клинической
психологии: консультирование, индивидуальная психотерапия, семейная
психотерапия, семейное консультирование и различные формы поддержки
людей, испытывающих проблемы с адаптацией.
Термин «клиническая
психология» был введён американским психологом Лайтнером Уитмером
(1867—1956), узко определявшим его как изучение индивидов путём
наблюдения или эксперимента с намерением произвести изменение
современному определению Американской психологической ассоциации:
Область клинической психологии интегрирует науку, теорию и практику с
целью понять, предсказать и облегчить дезадаптацию, инвалидность и
дискомфорт, равно как и способствовать адаптации, приспособляемости и
личностному развитию. Клиническая психология концентрируется на
интеллектуальных, эмоциональных, биологических, психологических,
социальных и поведенческих аспектах функционирования человека в течение
жизни, в различных культурах и на всех социоэкономических уровнях
Предмет клинической психологии
Клиническая психология -
специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и
участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения,
народного образования и социальной помощи населению. Работа
клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов
и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического
развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов,
психологическую реабилитацию.
В России долгое время был принят
термин «медицинская психология», определяющий ту же сферу деятельности.
В 1990-е, в рамках приведения российской образовательной программы к
международным стандартам, в России была введена специальность
«клиническая психология». В отличие от России, в которой медицинская
психология и клиническая психология фактически зачастую представляют
собой одну и ту же область психологии, в международной практике
медицинская психология обозначает, как правило, узкую сферу психологии
взаимоотношений врача или терапевта и пациента и ряда других
узкоспецифических вопросов, в то время, как клиническая психология —
это целостная научная и практическая психологическая дисциплина.
Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины:
* Психические проявления различных расстройств.
* Роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств.
* Влияние различных расстройств на психику.
* Нарушения развития психики.
* Разработка принципов и методов исследования в клинике.
* Психотерапия, проведение и разработка методов.
* Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.
Клинические психологи занимаются исследованием общепсихологических
проблем, а также проблемы определения нормы и патологии, определением
соотношения социального и биологического в человеке и роли
сознательного и бессознательного, а также решением проблем развития и
распада психики.
История клинической психологии в России
Предпосылки возникновения клинической психологии были заложены
психологическими исследованиями французских и русских психиатров конца
19 века. Во Франции эмпирическими исследованиями психологической
тематики занимались Р. Рибо, И. Тэн, Шарко, Жан Мартен|Ж.-М. Шарко, П.
Жане. В России патопсихологические исследования вели С. С. Корсаков, И.
А. Сикорский, В. М. Бехтерев, В. Х. Кандинский и другие психиатры.
Первая психологическая лаборатория в нашей стране была основана В. М.
Бехтеревым в 1885 г. при психиатрической клинике Казанского
университета. В XX веке многочисленные исследования были проведены на
базе Психоневрологического института им. Бехтерева. Большую роль в
становлении клинической психологии как науки сыграли идеи Л. С.
Выготского, которые были в дальнейшем развиты в общей психологии его
учениками и сотрудниками А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, П. Я.
Гальпериным, и другими.
Развитию клинической психологии в
России серёзно способствовали такие выдающиеся отечественные деятели
науки как В. П. Осипов, Г. Н. Вырубов, |И. П. Павлов, В. Н. Мясищев.
Разделы клинической психологии
Патопсихология и клиническая патопсихология
Патопсихология занимается вопросами нарушений психики человека,
расстройствами адекватного восприятия мира из-за поражений центральной
нервной системы. Патопсихология изучает закономерности распада
психических процессов при разных расстройствах (болезнях), а также
факторы, способствующие созданию эффективных коррекционных методов
лечения.
В практические задачи патопсихологии входит анализ
структуры психических расстройств, установление степени снижения
психических функций, дифференциальная диагностика, изучение
особенностей личности и исследование эффективности терапевтических
воздействий.
Существует различие между патопсихологией, или
рассмотрение психической сферы человека с точки зрения методов
психологии, и психопатологией, рассматривающей психику человека с точки
зрения нозологии и психиатрии. Клиническая психопатология исследует,
выявляет, описывает и систематизирует проявления нарушенных психических
функций, патопсихология же вскрывает психологическими методами характер
протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к
наблюдаемым в клинике расстройствам.[1]
Основателями российской патопсихологии считаются Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн.
Нейропсихология
Нейропсихология — обширная научная дисциплина, исследующая роль мозга и
центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая
вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания,
когнитивной науки и искусственных нейрональных сетей.
Советская
школа нейропсихологии занималась в основном исследованием
причинно-следственных отношений между поражениями мозга, их
локализацией и изменениями со стороны психических процессов. В её
задачи входило изучение нарушенных психических функций в результате
повреждения головного мозга, исследование локализация очага поражения и
вопросов восстановления нарушенных психических функций, а также
разработка теоретических и методологических проблем общей и клинической
психологии.
Ведущую роль в создании нейропсихологии как
самостоятельной дисциплины сыграли советские учёные А. Р. Лурия и Л. С.
Выготский, чьи исследования получили мировое признание.
Психосоматика
Психосоматика исследует проблемы больных соматическими расстройствами,
в происхождении и течении которых большую роль играет психологический
фактор. В сферу психосоматики входят вопросы, связанные с
онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями (извещение о диагнозе,
психологическая помощь, подготовка к операции, реабилитация и др.) и
психосоматическими расстройствами (при переживании острой и хронической
психической травмы; проблемы включают симптомы ишемической болезни
сердца, язвенные болезни, гипертоническое расстройство, нейродермиты,
псориазы и бронхиальную астму).
Психологическая коррекция
Психологическая коррекция, или психокоррекция, связана с особенностями
помощи больному человеку. В рамках данного раздела происходит
разработка психологических основ психотерапии, психологическая
реабилитация как системная медико-психологическая деятельность,
направленная на восстановление личного социального статуса путём
различных медицинских, психологических, социальных и педагогических
мероприятий, психогигиена как наука о сохранении и поддержании
психического здоровья, психопрофилактика, или совокупность мероприятий
по предупреждению психических расстройств, а также
медико-психологическая экспертиза экспертиза трудоспособности.
Клиническая психология и психиатрия
Хотя клинические психологи и психиатры разделяют общую фундаментальную
задачу — лечение психических расстройств — их подготовка, воззрения и
методологии зачастую весьма отличаются. Возможно, наиболее важным
отличием является то, что психиатры — это медицинские врачи с как
минимум 4—5 годами медицинской подготовки и ещё несколькими годами
интернатуры, в течение которой они зачастую могут выбрать узкую
специализацию (например, работа с детьми или инвалидами). Следствием
этого является то, что психиатры, как правило, используют медицинскую
модель для оценки психологических проблем (то есть клиентов они
рассматривают как пациентов с заболеваниями), а лечение их зачастую
основывается на применении психотропных препаратов как главного метода
по достижению лечебного эффекта (хотя многие психиатры и используют в
своей деятельности психотерапию). Их медицинская подготовка позволяет
им в полной мере использовать всё медицинское оснащение современной
клиники.
Клинические психологи же, как правило, не прописывают
медикаменты, хотя в последние годы в некоторых штатах США наблюдается
движение по разрешению психологам с некоторыми ограничениями
прописывать медикаментозные препараты. Для этого им необходимо пройти
дополнительную специальную подготовку, а медикаменты, в основном,
ограничиваются психотропными препаратами. Обычно же многие клинические
психологи работают в сотрудничестве с психиатрами, чтобы обеспечить все
свои терапевтические нужды.
Методы клинической психологии
В клинической психологии используется множество методов, позволяющих
объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные
варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей
перед психологом, психического состояния больного, образования
пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие
методы:
* Наблюдение
* Беседа
* Психофизиологические методы (например, ЭЭГ)
* Биографический метод
* Изучение продуктов творчества
* Анамнестический метод (сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства)
* Экспериментально-психологический метод (стандартизированные и нестандартизированные методики)
Психотерапия
Психотерапия — основной метод психологической коррекции, осуществляемый
клиническим психологом, в общем виде представляющий собой набор техник
и методик, применяемых психотерапевтом для проведения изменений
психоэмоционального состояния человека, его поведения и коммуникативных
паттернов, улучшению его самочувствия и улучшению способности к
адаптации в социуме. Психотерапии проводятся как в индивидуальном
порядке, так и в группах.
Существует множество различных
направлений психотерапии: психодинамическая психотерапия, когнитивная
психотерапия, гуманистическая психотерапия, семейная психотерапия,
гештальт-психотерапия; в последние десятилетия также наблюдается
выделение трансперсональных видов психотерапии, а также постепенное
признание получает НЛП-психотерапия.
Проблема психической нормы и патологии
Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое
психическая норма и патология. В рамках нозологического подхода принято
выделять два состояния человека — здоровье и болезнь.
Типичными
признаками здоровья считаются структурная и физическая сохранность
нервной системы и органов человека, индивидуальная приспособляемость к
физической и социальной среде, сохранность стабильного привычного
самочувствия.
Болезнь характеризуется общим или частным снижением
приспособляемости, при этом выделяют следующие возможные исходы
болезни: полное выздоровление, выздоровление с наличием остаточных
явлений, инвалидизация (получение дефекта) и летальный исход.
Также выделяют патологическое психическое состояние, обусловленное этиологией процесса и не имеющее исхода.
Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и
затрагивает различные сферы человеческой деятельности — от медицины и
психологии до философии и социологии. Был совершён ряд попыток вывести
критерии психической нормы, в число которых включали соответствующую
возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие
действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и
эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным
окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам
жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и
оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической
нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в
социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.
При постановке диагноза психиатры и клинические психологи пользуются
как личным опытом и общими рекомендациями, так и Международной
классификацией болезней (МКБ) и «Диагностическим и статистическим
справочником по психическим расстройствам».