За
последние годы психологическая наука значительно расширила и обогатила
свои связи с медицинской практикой, прежде всего с психиатрической.
Это направление, получившее название экспериментальной патопсихологии,
тесно связано с практическими задачами психиатрии:
дифференциально-диагностическими, установлением структуры и степени
снижения, динамики психических нарушений под влиянием лечения и др.
Не меньшее значение имеет эта область знания для теоретических проблем
психологии и психиатрии. Изучение патологически измененных психических
процессов помогает осветить некоторые вопросы строения и формирования
психической деятельности. Данные патопсихологических исследований имеют
большое значение и в преодолении биологизаторских тенденций при
трактовке психики человека.
Данная работа не ставит целью дать
исчерпывающее изложение всех разделов патопсихологии. Она вводит
читателя в проблемы нарушения умственной работоспособности, проблемы
нарушения мышления, методологию построения эксперимента в
психиатрической клинике, некоторые вопросы нарушения мотивационной
сферы, распада и развития психики.
Фактическим материалом, на котором основана данная работа, являются экспериментально-психологические исследования.
Эти исследования проведены в лаборатории экспериментальной
патопсихологии Московского института психиатрии, который в течении
многих лет является базой факультета психологии МГУ. Коллективу
института и особенно сотрудникам психологической лаборатории особая
благодарность.
Предмет и задачи патопсихологии.
Предметом патопсихологии являются нарушения психической деятельности,
возникающие вследствие болезни мозга. Если общая психология занимается
закономерностями строения и формирования психики, то патопсихология
структурой и закономерностями различных форм его распада. Так,
например, если общая психология изучает закономерности, по которым
формируется и протекает мышление, то патопсихология - закономерности и
формы нарушений мыслительной деятельности.
Являясь разделом
общей психологии, патопсихология исходит из её теоретических положений
и направлена на разрешение задач, поставленных перед ней практикой
психиатрической клиники.
Патопсихология находится на стыке
двух наук: психиатрии и психологии. Данные патопсихологии имеют
значение для теоретических и практических вопросов обеих отраслей
знания.
Изучение изменений психики является одним из важных
путей анализа строения психической деятельности в норме и развития
общепсихологической теории. Не менее важны данные патопсихологических
исследований для теоретических и практических вопросов психиатрии.
Следует отметить, что ознакомление с представлениями и данными
современной психологии необходимо для врача любой специальности, но и с
больным человеком, который всегда реагирует на создавшуюся вследствие
болезни ситуацию. Врач должен уметь разобраться в личности больного
человека, в его характерологических особенностях, его переживаниях и
потребностях и в зависимости от этого выбирать "тактику" своего
отношения к больному. Он должен уметь мобилизовать личность больного на
борьбу с заболеванием и вызвать у больного адекватное отношение к своей
болезни. Чрезмерная мнительность, равно как и беспечное отношение
больного к своему заболеванию, должно быть умело корригировано врачом.
Эффективность лечения зависит во многом от установок самого заболевшего
человека.
Знания психологии необходимы и для развития медицины
как науки. В зависимости от клинических дисциплин могут быть
использованы различные разделы психологии. Например, в педиатрии -
данные детской возрастной психологии, положения о ведущей деятельности
ребёнка на разных ступенях его развития (работы А.В.Запорожца,
Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович, исследования Ж.Пиаже); окулисту могут
оказаться полезными сведения об особенностях деятельности зрительного
анализатора (работы А.А.Ярбуса); терапевту - данные о работе
интерорецепторов, факты, добытые при исследовании субпороговых ощущений
(Б.Г.Ананьев, Г.В.Гершуни, А.Н.Леонтьев) и т. д.
Учитывая
необходимость для врача любой специальности психологических знаний,
Министерством здравоохранения введено с 1966 г. преподавание
медицинской психологии в медицинских вузах.
Особенно велико
значение психологии для психиатрии и неврологии. Знания психологической
науки важны для анализа возникновения и течения психических
заболеваний, для анализа структуры психопатологических симптомов.
Исследуя различные нарушения психики, психиатрия всегда использовала
психологические понятия; естественно, что до сих пор проводилось в
понятиях современной эмпирической , так называемой функциональной
психологии.
Советские психологи (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин,
А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн) исходят в своих
исследованиях из других методологических позиций. Основываясь на общих
положениях марксистско-ленинской теории отражения и учения
Сеченова-Павлова о рефлекторной природе психики, советские психологи
отрицают деление психики на отдельные врожденные функции и утверждают
положение, что различные формы психической деятельности формируются
прижизненно в зависимости от воспитания и обучения. Человек не
рождается с "маленькими функциями" мышления, памяти, которые
увеличиваются при развитии и уменьшаются при болезни мозга; мышление,
память - это различные формы деятельности, которые формируются в
онтогенезе.
Эти принципы, базирующиеся на конкретных
исследованиях, должны быть положены в основу объяснения многих
психопатологических симптомов и синдромов.
При этом возникает
необходимость отграничения предмета патопсихологии от предмета общей
психопатологии как раздела психиатрии. Хотя в некоторых своих аспектах
этот предмет может совпадать, однако, нам думается, что на данном этапе
развития этих наук можно провести известное разграничение.
Общая патопсихология как раздел медицины изучает наиболее типичные
симптомы и синдромы болезненных состояний. Предмет общей психопатологии
более широк, он включает в себя и вопрос генеза и этиологии психической
болезни.
Патопсихология же занимается исследованием структуры
той или иной формы нарушения психической деятельности, исследованием
закономерностей распада в их сопоставлении с нормой. Она должна дать
квалификацию психопатологических явлений в понятиях современной
психологии.
Будучи разделом психологической науки,
патопсихология отправляется от её основных положений (принцип
детерминизма и принципа развития).
К чему обязывают эти
принципы? Они обязывают к изучению не изолированных ответных реакций
человека на раздражитель, а к исследованию качественного содержания
психической деятельности, т.е. к анализу изменений действий, поступков,
познания человека. Как указывает С.Л.Рубинштейн, детерминизм в его
правильном философском определении означает, что внешняя причина не
определяет непосредственно реакции человека, что внешняя причина
действует через внутренние условия. "Внешнее воздействие”, говорится в
его книге "Бытие и сознание", - даёт тот или иной психический эффект,
лишь преломляясь через психическое состояние субъекта, через
сложившийся у него строй мыслей и чувств". В применении к конкретным
патопсихологическим исследованиям это означает, что надо перейти от
изучения распада отдельных функций к изучению изменений различных форм
деятельности больного, в структуру которой включены и изменения
личностных установок, мотивов человека.
К такому же выводу
приводят положения советской материалистической психологии о генезисе
психических процессов. Само формирование этих процессов невозможно без
участия мотивационных компонентов, указывая, что психические процессы
складываются при жизни, А.Н.Леонтьев подчеркивает, что формирование это
происходит в процессе усвоения мира предметов и явлений, созданного
человеком. Он указывает, что биологически унаследованные свойства
составляют лишь одно (хотя и очень важное) из условий формирования
психических функций. Основное же условие их формирования - это
овладение миром предметов и явлений, созданных человечеством. При этом
А.Н.Леонтьев подчеркивает, что этот процесс овладения является
процессом активным. Чтобы мир предметов открылся ребенку, последний
должен осуществлять активную деятельность с этими предметами и
явлениями.
Это усвоение происходит в общении с другими людьми.
Ребёнок "вводится в этот мир окружающими людьми, и они руководят им в
этом мире".
Следовательно, важнейшим условием овладения,
усвоения мира является наличие отношений с другими людьми. Сложная
психическая деятельность является изначально общественно обусловленной,
она формируется в ходе освоения мира, в общении с другими людьми, с
которыми ребёнок находится в определенных отношениях.
Эти
отношения определяются конкретно-историческими условиями, но,
сложившись, они сами определяют поступки и действия человека. В
процессе овладения миром возникают общественные потребности, мотивы и
интересы ребёнка, формируется его личность. С развитием человеческого
общества способы удовлетворения этих потребностей, по выражению
К.Маркса, "всё более очеловечиваются". Появляются новые, более высокие
потребности, дифференцируются и трансформируются уже образовавшиеся.
Разрушая психическую деятельность человека, болезнь изменяет часто
именно этот её личностный компонент. Психиатры очень хорошо знают, что
душевная болезнь изменяет личность больного. Во всех психиатрических
учебниках и монографиях приводятся подробные исключительные по
правдивости и яркости описания нарушения личности, характерные для
больных различных нозологий. Однако до сих пор при анализе
психопатологического симптома последний трактуется в основном как
нарушенная психическая функция, или же в качестве объяснения
констатируются нарушения физиологических процессов.
Между тем
из только что обозначенных общих теоретических принципов
материалистической психологии явствует, что при анализе
психопатологического явления должно быть учтено нарушение личности
больного, изменение его установок, потребностей, интересов.
Поэтому проблема исследования личностных нарушений является одной из
перспективных проблек как в практическом, так и методологическом плане.
Правильное разрешение этой проблемы возможно только тогда, когда оно
будет опираться на принципы детерминизма и развития в его
диалектико-материалистическом понимании.
Ориентация
патопсихологических работ на исследование нарушений личности приводит к
изменению постановки некоторых частных вопросов, стоящих перед
патопсихологическим исследованием, о которых будет сказано далее.
Дальнейшей перспективной проблемой, стоящей перед сравнительно молодой
пограничной областью знания - патопсихологией,-является разработка
адекватных методических приёмов, которые могли бы обеспечить анализ
психопатологических явлений в научных понятиях материалистической
психологии и обьективную их интерпретацию. Извскание методических путей
и приёмов, апробация отдельных методик является предметом конкретных
патопсихологических исследований. Дальнейшее развитие этого раздела
патопсихологического исследования выходит за пределы узко-методических
вопросов; он приобретает известное методологическое значение, открывая
новые возможности для анализа качественной структуры
психопатологических симптомов и синдромов.
Практическое
использование психологического эксперимента в психиатрической клинике
очень многообразно. Оно не должно проводиться в отрыве от клинических
задач и должно отвечать на конкретные вопросы клинической практики.
Какие же задачи могут быть поставлены перед психологическим исследованием?
1. Во-первых, психологический эксперимент может быть использован для дифференциально-диагностических целей.
Само
собой понятно, что установление диагноза не проводится на основании тех
или иных лабораторных исследований, а на основании комплексного
клинического исследования. Однако в психологических лабораториях
накоплены экспериментальные факты, характеризующие нарушения
психических процессов при различных формах заболеваний. Поэтому данные
экспериментально-психологического исследования могут служить
дополнительным материалом для установления диагноза. Так, например, при
клиническом анализе состояние больного иногда возникает необходимость
отграничения астенического состояния органической природы от состояния
шизофренической вялости. Обнаружение замедленности психических
процессов, плохого запоминания и воспроизведения предъявленного
материала, выявление зависимости этих нарушений от истощаемости
свидетельствуют о наличии органического заболевания, в то время как
непродуктивность мышления при отсутствии истощаемости , при хорошем
запоминании чаще наблюдается при шизофреническом процессе.
2.
Перед психологическим экспериментом может быть поставлена задача
анализа структуры дефекта вне зависимости от
дифференциально-диагностической задачи.
Подобный анализ
структуры нарушений психических процессов может оказаться чрезвычайно
важным при описании новых или мало изученных форм заболеваний.
3.
Следующей задачей, которая ставится перед
экспеериментально-психологическим исследованием, является установление
степени психических нарушений больного. С особой необходимостью эта
задача встаёт при анализе динамики заболевания, например, при учете
эффективности лечения.
Установление степени и динамики психических нарушений необходимо также при проведении трудовой, судебной и воинской экспертизы.
Перечисленные задачи задачи являются отнюдь не единственными, которые
могут быть поставлены перед экспериментально-психологическим
исследованием. В процессе клинической работы могут возникнуть и другие
частные вопросы (экспериментальный анализ отдельных психопатологических
явлений, например, галлюцинаций, бреда, характеристика состояния в
период применения фармакологических проб), требующие компетенции
психолога. Здесь обозначены лишь наиболее существенные из них.
Принципы построения патопсихологического инструмента.
Как и всякая область психологической науки, патопсихология использует в
основном метод эксперимента. Метод патопсихологического исследования
зависит от тех принципиальных общепсихологических теоретических
установок, на которых он базируется. Поэтому выбор конкретных путей
психологического исследования является проблемой не только
методического, но и методологического характера.
Для того
чтобы понять особенности патопсихологического эксперимента, необходимо
остановиться в нескольких словах на методах исследования общей
психологии.
Метод эксперимента не является единственным путём
познания в психологии. Он становится главенствующим по мере развития
психологии как точной науки и связан с общими теоретическими
положениями. Как известно, внимание психологов-рационалистов было
направлено на разграничение в психике человека отдельных "душевных
способностей", каждая из которых по-своему перерабатывает полученный
извне материал. Психология сводилась к умозрительному описанию работы
этих способностей.
Умозрительное описание внутреннего мира
человека получило своё отражение не только у психологов-рационалистов.
И в наше время оно имеет место у представителей так называемой
"понимающей" психологии (Шпрангер, Дильтей). Отрицая дробление психики
на отдельные процессы или функции, признавая неделимость, единство
психического , представители этого направления в психологии считают,
что если природу нужно объяснять, то психику можно только понять. Эти
положения "понимающей" психологии нашли своё отражение в концепции
психологов-экзистенциалистов.
На практике это означает, что
психологи должны ограничиться лишь наблюдением за поведением больных,
регистрацией их высказываний и самонаблюдений; они отказываются от
эксперимента, от возможности изменения условий и деятельности, от
которых зависит протекание того или иного процесса. По существу
психолог-экзистенциалист может описывать явления, но не проникать в их
сущность.
Пришедшая на смену рационалистической эмпирическая психология принесла с собой иное понимание метода исследования.
С развитием эмпирической психологии, развитием психофизиологии начинает
внедрятся в психологию метод эксперимента (Вундт, Эббингауз, Титченер);
этими методами начинают пользоваться неврологи и психиатры. В
крупнейших клиниках ( В.М.Бехтерева в Ленинграде, Э.Крепелина в
Германии, С.С.Корсакова в Москве) открываются психологические
лаборатории.
Принципы методических приёмов, использованных в лабораториях, различны. Остановимся вкратце на них.
Долгое время в клиниках господствовал метод количественного измерения
психических процессов, метод, который основывался на вундтовской
психологии.
Взгляд на психические процессы как на врождённые
функции, которые лишь количественно меняются при развитии, привёл к
идее о возможности создания "измерительной " психологии.
Экспериментальное исследование психических процессов сводилось к
установлению количественной характеристики отдельного психического акта.
Принцип количественного измерения врожденных способностей лёг в основу
психологических методов исследования в психиатрических и
неврологических клиниках. Исследование распада какой-нибудь функции
состояло в установлении степени её количественного отклонения от
"нормального стандарта".
В 1910 году один из виднейших
невропатологов - Г.И.Россолимо - разработал систему психологических
экспериментов, которая, по его мнению, позоляла установить уровень
отдельных психических функций, "психологический профиль". По мнению
автора , различные патологические состояния мозга вызывали определенные
типичные "профили изменения психодинамики". В основе этого метода
лежала концепция эмпирической психологии о существовании врожденных
изолированных способностей. Эта ложная теория так же, как и упрощенный
количественный подход к анализу нарушений психической деятельности, не
могла обеспечить внедрения такого рода методик в клиническую практику,
хотя сама попытка приблизить психологию к решению клинических задач
была прогрессивной для своего времени.