Психолингвистика
(psycholinguistics)- самостоятельное научное направление, возникшее на
стыке лингвистики и психологии. Психолингвистика возникала для решения
проблем, которые не могут быть решены ни в психологии, ни в
лингвистике. Объединение этих двух дисциплин в одну пограничную
дисциплину позволяет использовать понятийный аппарат лингвистики для
описания языковой формы речевых высказываний и понятийный аппарат
психологии для описания и объяснения психических процессов производства
и восприятия речи, онтогенеза языка и языковой способности как
психофизиологической функции человека, формирующейся прижизненно.
Объектом исследования отечественной психолингвистики является
"совокупность речевых событий или речевых ситуаций" (А.А. Леонтьев.
Основы психолингвистики. М., 1997, с.16), а предметом "соотношение
личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной
стороны, и языком как главной "образующей" образа мира человека, с
другой" (А.А.Леонтьев, с.19).
Сотрудничество психологии и
лингвистики при исследовании речи до появления психолингвистики в
50-60-е годы ХХ века осуществлялось в основном психологами речи, им же
принадлежит инициатива, приведшая в США к появлению новой стыковой
дисциплины - психолингвистики.
Датой рождения психолингвистики
как самостоятельного научного направления считается 1953 год, когда в
США Комитетом по лингвистике и психологии Исследовательского Совета по
социальным наукам в Университете Индиана был организован
межуниверситетский семинар, работой которого руководили психологи
- Чарльз Осгуд и Джон Кэролл и литературовед и семиотик Томас Сибеок.
Результатом работы семинара явилась книга "Psycholinguistics//А Syrvey
of Theory and Research Problems/ Ch.E.Osgood&T.A.Sebeok (Ed.).
Baltimore, 1954, в которой были изложены основные теоретические
положения новой науки и основные направления экспериментальных
исследований. Теоретическими основаниями первой психолингвистической
школы послужили математическая теория связи К.Шеннона, американская
декриптивная лингвистика и необихевиористская психология. Первый
вариант психолингвистики, созданный прежде всего
психологами-бихевиористами нес на себе следы прежней психологии речи со
всеми ее достоинствами и недостатками: объект анализа - преимущественно
изолированное слово; предмет анализа - причинно-следственные связи
между словами, в первую очередь в вербальной памяти человека; схема
анализа - стимул-реакция с ассоциативной связью между ними;
экспериментальная методика - преимущественно ассоциативный эксперимент.
Но, несмотря на это, психолингвистику можно считать качественно новым
этапом в исследовании речевой деятельности , и предпосылка формирования
нового качества связана в первую очередь не с новыми идеями,
появившимися в психологии, а с новыми методологическими схемами анализа
человеческого общения (коммуникации). Ч.Осгуд прямо связывает появление
психолингвистики с использованием методологических схем анализа
коммуникации, созданных в теории информации и кибернетике. По мнению
Ч.Осгуда, лицо психолингвистики определяют те представления о речевом
общении и овладении речью в онтогенезе (естественно, вместе с входящими
сюда в качестве части представлениями о продуцировании и восприятии
речи), на которые опирается та или иная психолингвистическая школа.
Психолингвистика второго поколения связана с именами психолога Дж.
Миллера и лингвиста Н. Хомского. В противоположность осгудовской
психолингвистике трансформационная психолингвистика является
менталистской, она изучает процессы не только овладения и употребления
формальными языковыми структурами, но и формирует представления о
воплощении в языковых формах содержательных интенций коммуникантов, для
чего вводится понятие поверхностного и глубинного уровня порождения
высказывания. В связи с этим признается особый статус речевого
поведения, отличающий его от поведения неречевого. Исключительность
речевого поведения, в частности, усматривается в том, что для его
овладения требуются предварительные, доязыковые знания, некие
познавательные структуры, которые служат когнитивным инструментом
овладения языком. Процесс овладения языком понимается как процесс
овладения абстрактными грамматическими структурами и правилами их
образования, при этом предполагается врожденное имплицитное знание этих
грамматических структур и, следовательно, овладение языком - это
актуализация врожденных грамматических знаний ребенка; его языковое
развитие, таким образом, детерминировано изнутри. Н. Хомский предложил
правила образования синтаксических структур - так называемую
порождающую грамматику, идентифицировав языковую способность взрослого
с системой, порождающей предложения.
Психолингвистика Н. Хомского антипсихологична: она сводит психологические процессы к реализации в речи языковых структур.
Психолингвистика третьего поколения сформировалась в конце 1970 г.г. и
связана в США с именами психологов Дж. Верча и Дж.Брунера; во
Франции - с именами Жака Мелера, Жоржа Нуазе и др. Психолингвисты
третьего поколения исследуют психолингвистические процессы в широком
контексте мышления, общения, памяти.
Психолингвистика как
теория речевой деятельности (ТРД) возникла в СССР в середине 60-х г.г.
ХХ века на базе деятельностного подхода к психике, развивавшегося с
середины 1930-х годов в рамках психологической школы Л.С.Выготского и
связанного с именами таких психологов, как А.Н.Леонтьев, А.С.Лурия,
С.Л.Рубинштейн, М.Я.Басов и др. Основы теории речевой деятельности были
сформулированы в работах А.А.Леонтьева. Основная черта теории речевой
деятельности - это ее психологическая ориентация, в ней речь трактуется
как активная и целенаправленная речевая деятельность. Единицей анализа
является элементарное речевое действие и речевая операция. Эта единица
должна нести в себе все основные признаки деятельности.
Методы исследования.
В современной отечественной психолингвистике (ТРД) используются
прямые и косвенные методы экспериментального исследования,
заимствованные у психологии и оригинальные (метод "семантического
дифференциала" Ч. Осгуда, метод "семантического интеграла" В.И.Батова и
Ю.А.Сорокина, метод "интент анализа" Т.Н.Ушаковой и др.). Наиболее
распространенными в настоящее время являются различные методики
ассоциативного эксперимента. Наряду с экспериментальными в
психолингвистике используется наблюдение (и самонаблюдение),
формирующие методы (в исследованиях овладения родным и иностранным
языком), метод лингвистического эксперимента.
Основные проблемы психолингвистики (ТРД).
* Производство речи. Поэтапный (модульный) характер производства речи.
Виды внутренней речи. Малая и большая программа речевого высказывания.
* Восприятие речи. Восприятие формы речевого высказывания и
конструирование содержания и смысла. Поэтапный (модульный) характер
восприятия речи. Восприятие текста как опосредованное восприятие
реальной действительности.
* Онтогенез языка.
Врожденность/приобретенность языковой способности. Врожденные
предпосылки формирования языковой способности. Формирование
символической функции в онтогенезе. Периодизация этапов развития
детской речи. Отличие становления языковой способности при усвоении
родного и иностранного языков. Формирование общности знаний в
онтогенезе.
* Речевое общение. Соотношение деятельности,
общения, коммуникации и языка. Деятельностная схема общения. Описание
общения при помощи дополнительных моделей. Модель процесса речевого
общения.
Подходы к решению основных проблем психолингвистики.
Концепция языкового сознания как подход к решению основных проблем
психолингвистики. Этнопсихолингвистика и изучение этнокультурной
специфики речевого общения. Межкультурное общение как частный случай
речевого общения: теория и практика.
Общенаучные и частные методы в психолингвистических исследованиях.
Метод
моделирования, патологический подход, межэтнические сопоставления
языковых образов сознания, метод установления лакун, семантический
дифференциал Ч. Осгуда, ассоциативный эксперимент (как доступ к
языковому сознанию).
Прикладные проблемы психолингвистики:
- Этнопсихолингвистические аспекты перевода.
- Психолингвистические проблемы билингвизма и обучение иностранным языкам.
- Патология речи.
- Психолингвистика в криминалистике.
Основные направления современных исследований:
· место и роль языка в формировании сознания в онтогенезе;
· речевые расстройства и восстановительное обучение;
· оптимизация речевого воздействия общественных институтов на членов социума; public relations;
· оптимизация функционирования СМИ;
·оптимизация непосредственного (контактного) диадического речевого общения;
· оптимизация соупотребления языковых и неязыковых знаков в речевом общении;
· оптимизация межкультурного общения;
· оптимизация овладения родным и иностранным языком,
· организация и функционирование ментального лексикона,
· язык и сознание: проблема образа мира,
· роль интенции в речепорождении.