Перинатальная психология и психология родительства
– как области исследования в психологии – сформировались относительно
недавно и уже в самые последние годы объединились в единое направление.
Основанием для такого объединения служит общность задач и объектов
исследования этих областей психологического знания. Еще одним
основанием является взаимосвязь и перинатальной психологии и психологии родительства с
медициной: психосоматикой, психиатрией, акушерством и гинекологией и
перинатологией. Именно эти области медицины во-первых, обращаются к
«стыковке» раннего онтогенеза и соматических проблем у взрослого
человека, а во-вторых, активно востребуют психологические знания и
включение психологической помощи в свою работу. Объединяет данные
области психологии и медицины еще два обстоятельства. Во-первых,
исследования в детской психосоматике и психиатрии свидетельствуют о
том, что соматическое и психическое состояние ребенка существенно
зависит от особенностей его развития в перинатальном периоде и раннем
детстве, а это в свою очередь связано с качеством материнской заботы.
Такое же мнение существует в психологии относительно развития
личности. Во-вторых, в перинатальном периоде развития ребенка
соединяются проблемы соматического здоровья родителей и ребенка (в
медицине) и психологических проблем родителей и будущего ребенка (в
психологии). Более того, в детской психосоматике к концу ХХ века
сложилось устойчивое мнение, что соматические проблемы ребенка
являются соматизированной формой проявления депрессии, как следствия
материнской депривации (разных ее форм и выраженности). А это уже
проблемы психологии, в которой изучается взаимодействие матери с
ребенком и его влияние на развитие ребенка. Таким образом, и медицина,
и психология сходятся к тому, что основным объектом исследования и
воздействия становится не ребенок отдельно и не его родители сами по
себе, а их общность, которая на ранних этапах развития
детско-родительского взаимодействия представлена диадой (система
«мать-дитя», как ее определил Р. Шпиц).
Такая ориентация
перинатальной психологии и психологии родительства и ее связь с
медициной усугубляются запросом со стороны населения на оказание
психологической помощи по проблемам родительства и раннего развития
ребенка, и той территорией профессиональной деятельности, где этот
запрос может быть удовлетворен. В нашей стране для родителей именно в
период беременности, родов и раннего развития ребенка психологическая
помощь оказывается наименее доступной по целому ряду причин: отсутствие
развитой психологической службы; не сформированность традиций обращения
за психологической помощью; недостаточная психологическая грамотность
медицинского персонала соответствующих учреждений. Это, наряду с
другими обстоятельствами, привело к тому, что перинатальная психология
с самого начала стала развиваться «на территории» медицины: как
психологическая помощь и поддержка родителям в период беременности,
родов и раннего развития ребенка. Это же послужило основанием для
объединения ее с психологией родительства, развивавшейся в русле
психологии личности, психологии семьи и детской психологии, и эта общая
теперь область все больше «внедряется» в медицинские учреждения
(роддома, женские консультации, детские поликлиники, центры
медико-психолого-социальной помощи населению и т.п.) как в плане
практики, так и в плане научно-исследовательской работы. Об этом
свидетельствуют и постоянно проводящиеся в России в течение последних
уже почти десяти лет конференции по перинатальной психологии и
медицине. В целом, такая же взаимосвязь перинатальной психологии и
соответствующих областей медицины существует за рубежом и имеет уже
двадцатилетнюю традицию (первый международный конгресс по пренатальной
психологии проходил в Торонто в 1983 году).
Взаимосвязь
перинатальной психологии и психологии родительства с медициной в нашей
стране еще нельзя назвать гармоничной, к сожалению, здесь еще
встречается недостаточное взаимопонимание между медиками и психологами.
Особенно остро эта проблема выражена в той области, где перинатальная
психология и психология родительства (в первую очередь – материнства)
соприкасаются с акушерством, гинекологией и перинатологией, то есть в
области проблем репродуктивного здоровья человека. Именно здесь
объединены функции родителя – быть способным родить и вырастить
здоровое потомство, и здоровье самого ребенка – как будущего родителя,
который в будущем будет способен родить и вырастить здоровое потомство.
Единство перинатальной психологии и психологии родительства становится
еще более явным при рассмотрении основных областей психологи,
занимающихся проблемами раннего развития ребенка и осуществлением
родительских функций.
Области психологии, занимающиеся проблемами родительства и раннего развития ребенка
Перинатальная психология
Отрасль психологии: общая психология и психология личности; психология развития; клиническая психология
Предмет: развитие психики ребенка
Объект: диада «мать-дитя»; система «ребенок-родители»
Цель: оптимизация развития ребенка
Область
исследования: психическое развитие ребенка в пренатальном и раннем
постнатальном периоде; мать (родители) как условие психического
развития ребенка; детско-родительские и семейные отношения;
терапевтические и коррекционные методы оптимизации психического
развития ребенка, психического и физического состояния матери
(родителей) и детско-родительских отношений.
Задачи: диагностика
готовности к материнству и отцовству; выявление связи
психического состояния матери в беременности, родах,
послеродовом периоде с развитием ребенка; психологическая поддержка и
помощь матери и семье в период планирования, ожидания, рождения и
раннего развития ребенка.
Средства воздействия: оптимизация
состояния матери и отца; принятие беременности, ребенка и материнства
(родительства); повышение материнской компетентности; гармонизация
семейных отношений.
Результаты воздействия: гармонизация детско-родительских отношений, оптимизация психического и физического развития ребенка
Основные
достижения: разработаны теоретические основы профилактики нарушений,
оптимизации и коррекции психического развития ребенка в пренатальном и
раннем постнатальном периоде; выявлена взаимосвязь между
психологическими проблемами родителей и особенностями психического
развития ребенка; предложены методы диагностики психологической
готовности к материнству (родительству); разработаны методы и средства
психологической помощи ребенку, матери и семье в подготовке к
родительству и преодолению психологических и психосоматических проблем
зачатия, беременности, родов, лактации и развития ребенка.
Психология родительства
Отрасль психологии: общая психология и психология личности; психология развития; социальная психология; клиническая психология
Предмет: родительство (материнство и отцовство) как часть личностной сферы женщины и мужчины;
Объект: диада «мать-дитя»;система «ребенок-родители»
Область
исследования: родитель (мать, отец) как субъект родительства
(материнства, отцовства); детско-родительские и семейные отношения;
кризисы и внутренние конфликты в родительской сфере; онтогенез
родительства (материнства, отцовства); терапевтические и коррекционные
методы оптимизации родительской сферы, психического и физического
состояния родителей и детско-родительских отношений.
Цель: оптимизация родительской сферы женщины и мужчины
Задачи:
диагностика содержания и онтогенеза родительской сферы; выявление связи
особенностей материнской сферы женщины с развитием ее ребенка в раннем
онтогенезе; психологическая помощь по проблемам родительства; коррекция
диадических проблем.
Средства воздействия: выявление и терапия
внутреннего конфликта в материнской (родительской) сфере; коррекция
родительской сферы и детско-родительских отношений.
Результаты
воздействия: гармонизация родительской сферы женщины и мужчины;
разрешение внутренних конфликтов и диадических проблем; формирование
готовности к родительству.
Основные достижения: разработаны
теоретические основы психологии родительства и оказания психологической
помощи в этой области; выявлена взаимосвязь между психологическими
проблемами в материнской сфере и состоянием репродуктивного здоровья
женщины; показана взаимосвязь между психологическими проблемами и
нарушением функционирования репродуктивной системы в разных фазах ее
развития (онтогенез, половое созревание, зачатие, гестация, роды,
послеродовый период, лактация, менопауза); предложены методы
диагностики готовности к родительству, нарушений психологической
составляющей беременности, прогноза нарушений беременности, родов,
послеродовых депрессий и взаимодействия матери с ребенком после родов;
разработаны методы профилактики нарушений, оптимизации и коррекции
зачатия, гестации, родов, послеродового периода и лактации,
материнско-детских отношений.
Семейная психология
Отрасль
психологии: общая психология и психология личности; психология
развития; педагогическая психология; социальная психология.
Предмет: психология семейных отношений и психотерапия.
Объект: семья как система и ее подсистемы: супружеская, родительская, сиблинговая.
Цель: диагностика и коррекция психологических проблем, являющихся причиной и следствием нарушений семейных отношений.
Область
исследования: личностные проблемы, нарушение межличностных отношений в
семье; семейные кризисы; психосоматические проблемы, связанные с
семейными отношениями; особенности психического развития ребенка.
Задачи:
диагностика и коррекция семейных отношений, личностных и межличностных
проблем, нарушений психического и физического здоровья, связанных с
семейными отношениями; разработка методов психотерапевтической помощи
семье.
Средства воздействия: индивидуальная и семейная психотерапия и психокоррекция.
Результаты
воздействия: оптимизация психического и физического состояния каждого
члена семьи, оптимизация семейной ситуации и психологического климата в
семье; преодоление семейных кризисов и разрешение семейных конфликтов.
Основные
достижения: разработаны методы и средства психотерапии и психокоррекции
семейных проблем, связанных с физическим и психическим (в том числе и
репродуктивным) здоровьем (планирование рождения ребенка, зачатие,
беременность, послеродовый период, взаимодействие в ребенком в разные
возрастные периоды).
Вышеперечисленные особенности различных
областей психологии позволяют заключить, что каждое направление решает
свои задачи, при этом ведущими в интеграции и координации научных
исследований и практических мероприятий являются перинатальная
психология и психология родительства. Именно они в настоящее время
представляют собой единую область психологии, направленную на изучение
проблем и оказание психологической помощи родителям (в первую очередь
матери) и ребенку в самые ранние и критические для их психического и
физического здоровья периоды развития (от планирования семьи до
окончания раннего развития ребенка). Отличительной особенностью
перинатальной психологии и психологии родительства является (помимо
задач оптимизации и коррекции актуальных проблем психического и
физического репродуктивного здоровья родителей и развития ребенка) ее
превентивная направленность: подготовка подростков и будущих родителей
к родительству; супружеских пар к зачатию, беременности, родам и
воспитанию ребенка; профилактика психологических проблем, являющихся
причиной нарушения развития и функционирования репродуктивной системы с
самых ранних этапов развития ребенка.
Теперь обратимся к
характеристике перинатальной психологии и психологии родительства как
общей области исследования и практики в психологии. Как показывает само
название, эта область представлена двумя взаимопроникающими и
взаимодополняющими «частями», которые правильнее назвать двумя
аспектами исследования. Действительно, невозможно рассматривать ребенка
на ранних стадиях развития без матери (и шире – родителей). Это нашло
отражение в диадическом подходе, который является общепринятым в той
области психологии развития, которая занимается ранним онтогенезом. С
другой стороны, родители – это вообще то, чего без ребенка «не бывает».
Это социальная роль, личностная позиция и т.п., существующая только как
отнесенная к ребенку. Более того, в период своего раннего развития (от
зачатия до конца раннего возраста) ребенок сначала находится внутри
матери, затем связан с ней физически и психически, и лишь постепенно
отделяется во всех планах, проходя этот основной путь отделения (стадии
сепарации) до трех лет (с разной успешностью и завершенностью каждого
этапа). Все это и ведет к объединению в общую область теоретического
изучения и практической работы проблем, связанных с ранним развитием
ребенка и его взаимоотношений с родителями, в первую очередь с матерью
(и, соответственно, проблем самих родителей). Тесная связь ребенка
именно с матерью, причем на самых первых этапах развития – связь
физическая, послужила основанием выделения в самостоятельную область
исследования первоначально одной части психологии родительства –
психологии материнства. Но в настоящее время уже можно говорить о
психологии родительства в целом, включающей психологию материнства и
отцовства, общие проблемы родительства и их более поздние фазы развития
– постродительство, и т.п. Рассмотрим коротко эти три составляющих
части – перинатальную психологию, психологию материнства и психологию
родительства
«Перинатальная психология».
Существует
узкое и широкое значение термина «перинатальная психология». В узком
смысле перинатальный – это период индивидуального развития от 28 недель
после зачатия до 7 дней после рождения. Однако, в психологии невозможно
рассматривать развитие психики на таком изолированном возрастном
участке. Период возрастного развития в психологии очерчивается исходя
из определенных критериев, как частных, так и системных (в зависимости
от предмета исследования). В данном случае речь идет о становлении
основных психических процессов и базовых личностных структур. В этом
смысле перинатальный период в его узком значении может быть выделен
только в рамках более общего, который, исходя их всех психологических
подходов и теорий, следует определить от зачатия до окончания стадий
сепарации ребенка с матерью – то есть до становления его как
«отдельного, самостоятельного субъекта» (появление «внутреннего Я»).
Такая логика выделения этого возрастного периода подтверждается и
практикой: все теоретические и практические исследования в данной
области охватывают именно этот возраст, хотя более концентрируются на
периоде от зачатия до конца первого года. Однако, возрастные рамки –
это еще не все ограничения (точнее – расширения) названия данной
области психологии. В нее с полным основанием включено и исследование
условий развития ребенка в этом возрасте – а это в первую очередь мать
(и шире – родители). Поэтому сюда же входит все, что касается проблем
зачатия, беременности, родов и послеродового периода у матери, ее
отношений с отцом ребенка (и ребенка с отцом тоже). Это понятно, так
как зачатие – это ведь зачатие ребенка, а беременность женщины -
одновременно внутриутробный период развития ребенка. Роды тем более их
общий процесс.
На конференциях по перинатальной психологии,
психотерапии и медицине неоднократно обсуждалась проблема «границ» и
определения перинатальной психологии (доклады Г.И. Брехмана, И.В.
Добрякова, Г.Г. Филипповой и др.). Основываясь на этих работах и
изложенных выше ограничениях и определениях можно охарактеризовать
современную перинатальную психологию как область исследования,
занимающуюся изучением развития ребенка и его взаимосвязей с родителями
(в первую очередь с матерью) в период от подготовки родителей к зачатию
до завершения основных возрастных стадий сепарации ребенка от матери.
Наиболее широким в этом случае будет ограничение от подготовки к
зачатию (вне зависимости от его планируемости) до трехлетнего возраста
ребенка, более узкими – от зачатия до конца первого года жизни.
Перинатальная
психология как самостоятельная область науки и практики начала
формироваться в последней четверти ХХ века, а в России - практически в
последнее десятилетие ХХ века. Первые конференции по проблемам
перинатальной психологии проходили в 1996 году в Москве (Первая
конференция по психотерапии) и в Санкт-Петербурге (Первая конференция
по перинатальной психологии). Несколько ранее, в 1994 году, в Иваново
было проведено Учредительное собрание по организации Ассоциации
Перинатальной Психологии и Медицины (АППМ).
Перинатальная психология
возникла на стыке нескольких наук и видов практики. Основные научные
отрасли: медицина (акушерство и гинекология, перинатология,
психиатрия), психотерапия, психология, педагогика, социология. Из видов
практики в развитии перинатальной психологии участвовали родительские
объединения, духовные практики (как христианского направления, так и
других конфессий, а также основанные на не традиционных религиозных
взглядах и нередко эклектически объединяющие различные духовные
подходы), «альтернативные» направления воспитания, обучения,
оздоровления и лечения тела и души. Это не очень традиционный путь в
выделении самостоятельной отрасли науки, так как помимо чисто научных
дисциплин в становлении перинатальной психологии принимали активное
участие и такие отрасли практики, которые не всегда основываются на
научном подходе, то есть не имеют научного теоретического обоснования и
разработанных методик приложения научных знаний. Все это и определяет
современную специфику перинатальной психологии, используемых в ней
теоретических подходов и ее практического приложения, а также
перспективы ее дальнейшего развития.
«Психология материнства».
Изучение
материнства с разных позиций целенаправленно началось в зарубежной
психологии во второй половине ХХ века и в первую очередь связано с
психоанализом, теорией привязанности и теорией объектных отношений.
Использовались разные термины, в основном mathering (материнствование,
состояние быть матерью) и matherhood (материнство, выполнение
материнских функций). В отечественных исследованиях речь шла о
детско-родительских отношениях, слово «мать» в научных публикациях
практически не встречалось, использовался термин «близкий взрослый».
Ситуация изменилась в 80-е годы, появился интерес к зарубежным
исследованиям и развернулись работы по изучению особенностей матери и
ее отношений с ребенком. Как самостоятельная область исследования
психология материнства стала оформляться в 90-х годах, тесно
взаимодействуя с психотерапией, акушерством и гинекологией (вследствие
практического запроса на психологическую помощь в беременности и
родах), педагогикой. Термин «Психология материнства» для определения
этой области исследования как самостоятельной был предложен Г.Г.
Филипповой в конце 90-х годов (доклады на 1 Всероссийской конференции
РПО, 1996г.; на Психотерапевтических конференциях в Москве, 1997,
1998гг; конференциях по перинатальной психологии и медицине в Иваново,
1998, 1999г.; конференциях по перинатальной психологии и психотерапии в
Санкт-Петербурге, 1998, 1999гг.; в публикациях: Г.Г. Филиппова
«Материнство: сравнительно - психологический подход» \ Психологический
журнал, 1999, №5; Г.Г. Филиппова «Психология материнства:
концептуальная модель» монография, М.: Ин-т молодежи, 1999).
Психология родительства
Психология
родительства – более широкая область и общая по отношению к психологии
материнства как частной. То, что она выделилась в самостоятельную
область раньше и заложила основы теоретической разработки всей
психологии родительства – это следствие логики развития всей
психологической науки, так как в первую очередь необходимо было
разобраться в самом близком и определяющем все развитие ребенка
«условии» - матери. Основными теоретическими истоками психологии
материнства, конечно, является диадический подход, психоанализ и его
современные направления (в частности, теория объектных отношений), а
также сравнительная психология. Это также определило приоритет именно
«материнских» проблем.
Современное состояние данной области
исследования свидетельствует, что теперь уже пришло время, когда можно
и должно говорить о психологии родительства, в которой психология
материнства является составной частью. Можно следующим образом
охарактеризовать структуру и содержание психологии родительства.
Структура и содержание психологии родительства
Предмет: родительство как часть личностной сферы мужчины и женщины
Объект: диада (система «мать-ребенок»); система «отец-ребенок», триада «мать-ребенок-отец».
Подобласти:
психология материнства; психология отцовства; психология
межродительских отношений (и их связи с другими типами межличностных
отношений в семье); общие проблемы родительства (возрастные,
социально-культурные и др.).
Исследовательские задачи: изучение
родительской сферы, ее структуры, содержания, развития в онтогенезе,
культурных особенностей, девиантных проявлений, методов и средств
оптимизации и коррекции.
Практические задачи: диагностика содержания
и онтогенеза родительской сферы; выявление связи особенностей
родительской сферы с различными типами межличностных отношений в семье:
супружескими, детско-родительскими разных уровней, сиблинговыми и
т.п.); психологическая помощь по проблемам родительства; коррекция
диадических проблем родителей.
Цель: оптимизация родительской сферы мужчины и женщины
Средства
воздействия: выявление и терапия внутреннего конфликта в родительской
сфере; коррекция родительской сферы, межродительских и
детско-родительских отношений.
Результаты воздействия: гармонизация
родительской сферы мужчины и женщины; разрешение диадических проблем;
гармонизация семейных и межличностных отношений.
Охарактеризованные области исследования – перинатальная психология и
психология родительства - тесно связаны между собой в истории развития
и в современном состоянии, а главное – по самой своей сущности:
Области исследования и междисциплинарные связи перинатальной психологии
* психология развития личности
* психотерапия и психологическое консультирование
* психология материнства
* психология родительства
* семейная психология
* перинатология
* акушерство и гинекология
* психосоматика
* психолого-педагогическое направление
* сознательное родительство
Современное состояние: междисциплинарная область, в психологии - на стыке психологии развития и психологии роительства
Области исследования и междисциплинарные связи психологии родительства
* психология развития личности
* психотерапия и психологическое консультирование
* психология детско-родительских отношений
* семейная психология
* перинатология
* акушерство и гинекология
* психолого-педагогическое направление
* психосоматика
Современное состояние: междисциплинарная область, в психологии - на
стыке психологии развития, семейной психологии перинатальной психологии
и психосоматики
Современная концепция психологии родительства
основывается на генеральной идее о том, что родительство, с одной
стороны, должно рассматриваться с позиций его функций, а с другой
стороны – как часть личностной сферы женщины и мужчины, то есть с
позиции субъекта, эти функции выполняющего.
Функция родительства: обеспечение условий для развития ребенка
Родительство
как часть личностной сферы женщины и мужчины: системное образование,
включающее потребности, ценности, мотивы и способы их реализации.
Таким образом видно, что перинатальная психология и психология
родительства – две взаимодополняющие области, различающиеся по предмету
исследования и целям, совпадающие по объекту исследования, частично
перекрывающиеся по задачам, средствам воздействия и по результату. Это
обуславливает ориентацию исследователей и область их интересов и
знаний, определяет различие в используемых средствах и ожидаемых
результатах.
Необходимость рассматривать ребенка и родителей как
единую систему и перекрытие интересов и направленности усилий
специалистов свидетельствует о том, что в настоящее время
перинатальная психология и психология родительства может быть
охарактеризована как единая междисциплинарная область исследования и
психологической практики, состоящая из нескольких «составных частей»:
* психология (основные отрасли: психология развития; психология
личности; психология родительства и детско-родительских отношений;
психосоматика; медицинская психология; психотерапия психологического
направления)
* медицина (основные отрасли: акушерство,
гинекология и перинатология; педиатрия; психиатрия взрослая и детская;
психотерапия медицинского направления)
* педагогика (основные отрасли: воспитание и обучение детей и родителей; семейная педагогика; дефектология)
* социология (социально-культурные проблемы детства и родительства; социальная работа с населением; социальная педагогика)
* оздоровительная, просветительская и обучающая практика работы с
семьей и личностью по проблемам родительства и развития ребенка.
Все эти отрасли направлены на одну общую цель: обеспечение
репродуктивного здоровья населения и оптимизация физического и
психического развития детей и личности родителей, однако имеют разные
конкретные цели, задачи, предмет и объект работы, методологию и методы,
несмотря на то, что тесно переплетаются между собой. Соответственно,
они используют разную терминологию, теоретические подходы, практические
методики. Для продуктивной интеграции этих наук и практик в единую
эффективно работающую отрасль необходимо четко представлять себе
специфику каждого направления, области их пересечения, специальные и
общие задачи работы. Коротко охарактеризуем выделенные направления по
следующим параметрам: цели; задачи; предмет деятельности; объект
деятельности; теоретические подходы; терминология; методы работы с
семьей и ребенком.