Вторник, 10.12.2024, 22:30
Приветствую Вас Гость | RSS

ПСИХОЛОГИЯ

Меню сайта
Форма входа

Психология родительства

Перинатальная психология и психология родительства – как области исследования в психологии – сформировались относительно недавно и уже в самые последние годы объединились в единое направление. Основанием для такого объединения служит общность задач и объектов исследования  этих областей психологического знания. Еще одним основанием является взаимосвязь и перинатальной психологии и психологии родительства с медициной: психосоматикой, психиатрией, акушерством и гинекологией и перинатологией. Именно эти области медицины во-первых, обращаются к «стыковке» раннего онтогенеза и соматических проблем у взрослого человека, а во-вторых, активно востребуют психологические знания и включение психологической помощи в свою работу. Объединяет данные области психологии и медицины еще два обстоятельства. Во-первых, исследования в детской психосоматике и психиатрии свидетельствуют о том, что соматическое и психическое состояние ребенка существенно зависит от особенностей его развития в перинатальном периоде и раннем детстве, а это в свою очередь связано с качеством  материнской заботы. Такое же мнение существует в психологии относительно  развития личности. Во-вторых, в перинатальном периоде развития ребенка соединяются проблемы соматического здоровья родителей и ребенка (в медицине) и психологических проблем родителей и будущего ребенка (в психологии). Более того, в детской психосоматике к концу ХХ века сложилось устойчивое  мнение, что соматические проблемы ребенка являются соматизированной формой проявления депрессии, как следствия материнской депривации (разных ее форм и выраженности). А это уже проблемы психологии, в которой изучается взаимодействие матери с ребенком и его влияние на развитие ребенка. Таким образом, и медицина, и психология сходятся к тому, что основным объектом исследования и воздействия становится не ребенок отдельно и не его родители сами по себе, а их общность, которая на ранних этапах развития детско-родительского взаимодействия представлена диадой (система «мать-дитя», как ее определил Р. Шпиц).
  Такая ориентация перинатальной психологии и психологии родительства и ее связь с медициной усугубляются запросом со стороны населения на оказание психологической помощи по проблемам родительства и раннего развития ребенка, и той территорией профессиональной деятельности, где этот запрос может быть удовлетворен. В нашей стране для родителей именно в период беременности, родов и раннего развития ребенка психологическая помощь оказывается наименее доступной по целому ряду причин: отсутствие развитой психологической службы; не сформированность традиций обращения за психологической помощью; недостаточная психологическая грамотность медицинского персонала соответствующих учреждений. Это, наряду с другими обстоятельствами, привело к тому, что перинатальная психология с самого начала стала развиваться «на территории» медицины: как психологическая помощь и поддержка родителям в период беременности, родов и раннего развития ребенка. Это же послужило основанием для объединения ее с психологией родительства, развивавшейся в русле психологии личности, психологии семьи и детской психологии, и эта общая теперь область все больше «внедряется» в медицинские учреждения (роддома, женские консультации, детские поликлиники, центры медико-психолого-социальной помощи населению и т.п.) как в плане практики, так и в плане научно-исследовательской работы. Об этом свидетельствуют и постоянно проводящиеся в России в течение последних уже почти десяти лет конференции по перинатальной психологии и медицине. В целом, такая же взаимосвязь перинатальной психологии и соответствующих областей медицины существует за рубежом и имеет уже двадцатилетнюю традицию (первый международный конгресс по пренатальной психологии проходил в Торонто в 1983 году).
Взаимосвязь перинатальной психологии и психологии родительства с медициной в нашей стране еще нельзя назвать гармоничной, к сожалению, здесь еще встречается недостаточное взаимопонимание между медиками и психологами. Особенно остро эта проблема выражена в той области, где перинатальная психология и психология родительства (в первую очередь – материнства) соприкасаются с акушерством, гинекологией и перинатологией, то есть в области проблем репродуктивного здоровья человека. Именно здесь объединены функции родителя – быть способным родить и вырастить здоровое потомство, и здоровье самого ребенка – как будущего родителя,  который в будущем будет способен родить и вырастить здоровое потомство.
  Единство перинатальной психологии и психологии родительства становится еще более явным при  рассмотрении основных областей психологи, занимающихся проблемами раннего развития ребенка и осуществлением родительских функций.

Области психологии, занимающиеся проблемами родительства и раннего развития ребенка

Перинатальная психология
Отрасль психологии: общая психология и психология личности; психология развития; клиническая психология
Предмет: развитие психики ребенка
Объект:   диада «мать-дитя»; система «ребенок-родители»
Цель:      оптимизация развития ребенка
Область исследования: психическое развитие ребенка в пренатальном и раннем постнатальном периоде; мать (родители) как условие психического развития ребенка; детско-родительские и семейные отношения; терапевтические и коррекционные методы оптимизации психического развития ребенка, психического и физического состояния матери (родителей) и детско-родительских отношений.
Задачи: диагностика готовности к материнству и отцовству; выявление связи психического            состояния матери в беременности, родах, послеродовом периоде с развитием ребенка; психологическая поддержка и помощь матери и семье в период планирования, ожидания, рождения и раннего развития ребенка.
Средства воздействия:  оптимизация состояния матери и отца; принятие беременности, ребенка и материнства (родительства); повышение материнской компетентности; гармонизация семейных отношений.
Результаты воздействия: гармонизация детско-родительских отношений, оптимизация психического и физического развития ребенка
Основные достижения: разработаны теоретические основы профилактики нарушений, оптимизации и коррекции психического развития ребенка в пренатальном и раннем постнатальном периоде; выявлена взаимосвязь между психологическими проблемами родителей и особенностями психического развития ребенка; предложены методы диагностики психологической готовности к материнству (родительству); разработаны методы и средства психологической помощи ребенку, матери и семье в подготовке к родительству и преодолению психологических и психосоматических проблем зачатия, беременности, родов, лактации и развития ребенка.

Психология родительства
Отрасль психологии: общая психология и психология личности; психология развития; социальная психология; клиническая психология
Предмет: родительство (материнство и отцовство) как часть личностной сферы женщины и мужчины;
Объект: диада «мать-дитя»;система «ребенок-родители»
Область исследования: родитель (мать, отец) как субъект родительства (материнства, отцовства); детско-родительские и семейные отношения; кризисы и внутренние конфликты в родительской сфере; онтогенез родительства (материнства, отцовства); терапевтические и коррекционные методы оптимизации родительской сферы, психического и физического состояния родителей и детско-родительских отношений.
Цель:   оптимизация родительской сферы женщины и мужчины
Задачи: диагностика содержания и онтогенеза родительской сферы; выявление связи особенностей материнской сферы женщины с развитием ее ребенка в раннем онтогенезе; психологическая помощь по проблемам родительства; коррекция диадических проблем.
Средства воздействия: выявление и терапия внутреннего конфликта в материнской (родительской) сфере; коррекция родительской сферы и детско-родительских отношений.
Результаты воздействия: гармонизация родительской сферы женщины и мужчины; разрешение внутренних конфликтов и диадических проблем; формирование готовности к родительству.
Основные достижения: разработаны теоретические основы психологии родительства и оказания психологической помощи в этой области; выявлена взаимосвязь между психологическими проблемами в материнской сфере и состоянием репродуктивного здоровья женщины; показана  взаимосвязь между психологическими проблемами и нарушением функционирования репродуктивной системы в разных фазах ее развития (онтогенез, половое созревание, зачатие, гестация, роды, послеродовый период, лактация, менопауза); предложены методы диагностики готовности к родительству, нарушений психологической составляющей беременности, прогноза нарушений беременности, родов, послеродовых депрессий и взаимодействия матери с ребенком после родов; разработаны методы профилактики нарушений, оптимизации и коррекции зачатия, гестации, родов, послеродового периода и лактации, материнско-детских отношений.

Семейная психология
Отрасль психологии: общая психология и психология личности; психология развития; педагогическая психология; социальная психология.
Предмет: психология семейных отношений и психотерапия.
Объект: семья как система и ее подсистемы: супружеская, родительская, сиблинговая.
Цель:   диагностика и коррекция психологических проблем, являющихся причиной и следствием нарушений семейных отношений.
Область исследования: личностные проблемы, нарушение межличностных отношений в семье; семейные кризисы; психосоматические проблемы, связанные с семейными отношениями; особенности психического развития ребенка.
Задачи: диагностика и коррекция семейных отношений, личностных и межличностных проблем, нарушений психического и физического здоровья, связанных с семейными отношениями; разработка методов психотерапевтической помощи семье.
Средства воздействия: индивидуальная и семейная психотерапия и психокоррекция.
Результаты воздействия: оптимизация психического и физического состояния каждого члена семьи, оптимизация семейной ситуации и психологического климата в семье; преодоление семейных кризисов и разрешение семейных конфликтов.
Основные достижения: разработаны методы и средства психотерапии и психокоррекции семейных проблем, связанных с физическим и психическим (в том числе и репродуктивным) здоровьем (планирование рождения ребенка, зачатие, беременность, послеродовый период, взаимодействие в ребенком в разные возрастные периоды).

  Вышеперечисленные особенности различных областей психологии позволяют заключить, что каждое направление решает свои задачи, при этом ведущими в интеграции и координации научных исследований и практических мероприятий являются перинатальная психология и психология родительства. Именно они в настоящее время представляют собой единую область психологии, направленную на изучение проблем и оказание психологической помощи родителям (в первую очередь матери) и ребенку в самые ранние и критические для их психического и физического здоровья периоды развития (от планирования семьи до окончания раннего развития ребенка). Отличительной особенностью перинатальной психологии и психологии родительства является (помимо задач оптимизации и коррекции актуальных проблем психического и физического репродуктивного здоровья родителей и развития ребенка) ее превентивная направленность: подготовка подростков и будущих родителей к родительству; супружеских пар к зачатию, беременности, родам и воспитанию ребенка; профилактика психологических проблем, являющихся причиной нарушения развития и функционирования репродуктивной системы с самых ранних этапов развития ребенка.

Теперь обратимся к характеристике перинатальной психологии и психологии родительства как общей области исследования и практики в психологии. Как показывает само название, эта область представлена двумя взаимопроникающими и взаимодополняющими «частями», которые правильнее назвать двумя аспектами исследования. Действительно, невозможно рассматривать ребенка на ранних стадиях развития без матери (и шире – родителей). Это нашло отражение в диадическом подходе, который является общепринятым в той области психологии развития, которая занимается ранним онтогенезом. С другой стороны, родители – это вообще то, чего без ребенка «не бывает». Это социальная роль, личностная позиция и т.п., существующая только как отнесенная к ребенку. Более того, в период своего раннего развития (от зачатия до конца раннего возраста) ребенок сначала находится внутри  матери, затем связан с ней физически и психически, и лишь постепенно отделяется во всех планах, проходя этот основной путь отделения (стадии сепарации) до трех лет (с разной успешностью и завершенностью каждого этапа). Все это и ведет к объединению в общую область теоретического изучения и практической работы проблем, связанных с ранним развитием ребенка и его взаимоотношений с родителями, в первую очередь  с матерью (и, соответственно, проблем самих родителей). Тесная связь ребенка именно с матерью, причем на самых первых этапах развития – связь физическая, послужила основанием выделения в самостоятельную область исследования первоначально одной части психологии родительства – психологии материнства. Но в настоящее время уже можно говорить о психологии  родительства в целом, включающей психологию материнства и отцовства, общие проблемы родительства и их более поздние фазы развития – постродительство, и т.п. Рассмотрим коротко эти три составляющих части – перинатальную психологию, психологию материнства и психологию родительства

 «Перинатальная психология».
Существует узкое и широкое значение термина «перинатальная психология». В узком смысле перинатальный – это период индивидуального развития от 28 недель после зачатия до 7 дней после рождения. Однако, в психологии невозможно рассматривать развитие психики на таком изолированном возрастном участке. Период возрастного развития в психологии очерчивается исходя из определенных критериев, как частных, так и системных (в зависимости от предмета исследования). В данном случае речь идет о становлении основных психических процессов и базовых личностных структур. В этом смысле перинатальный период в его узком значении может быть выделен только в рамках более общего, который, исходя их всех психологических подходов и теорий, следует определить от зачатия до окончания стадий сепарации ребенка с матерью – то есть до становления его как «отдельного, самостоятельного субъекта» (появление «внутреннего Я»). Такая логика выделения этого возрастного периода подтверждается и практикой: все теоретические и практические исследования в данной области охватывают именно этот возраст, хотя более концентрируются на периоде от зачатия до конца первого года. Однако, возрастные рамки – это еще не все ограничения (точнее – расширения) названия данной области психологии. В нее с полным основанием включено и исследование условий развития ребенка в этом возрасте – а это в первую очередь мать (и шире – родители). Поэтому сюда же входит все, что касается проблем зачатия, беременности, родов и послеродового периода у матери, ее отношений с отцом ребенка (и ребенка с отцом тоже). Это понятно, так как зачатие – это ведь зачатие ребенка, а беременность женщины - одновременно внутриутробный период развития ребенка. Роды тем более их общий процесс.
На конференциях по перинатальной психологии, психотерапии и медицине неоднократно обсуждалась проблема «границ» и определения перинатальной психологии (доклады Г.И. Брехмана, И.В. Добрякова, Г.Г. Филипповой и др.). Основываясь на этих работах и изложенных выше ограничениях и определениях можно охарактеризовать современную перинатальную психологию как область исследования, занимающуюся изучением развития ребенка и его взаимосвязей с родителями (в первую очередь с матерью) в период от подготовки родителей к зачатию до завершения основных возрастных стадий сепарации ребенка от матери. Наиболее широким в этом случае будет ограничение от подготовки к зачатию (вне зависимости от его планируемости) до трехлетнего возраста ребенка, более узкими – от зачатия до конца первого года жизни.
Перинатальная психология как самостоятельная область науки и практики начала формироваться в последней четверти ХХ века, а в России - практически в последнее десятилетие ХХ века. Первые конференции по проблемам перинатальной психологии проходили в 1996 году в Москве (Первая конференция по психотерапии) и в Санкт-Петербурге (Первая конференция по перинатальной психологии). Несколько ранее, в 1994 году, в Иваново было проведено Учредительное собрание по организации Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины (АППМ).
Перинатальная психология возникла на стыке нескольких наук и видов практики. Основные научные отрасли: медицина (акушерство и гинекология,  перинатология, психиатрия), психотерапия, психология, педагогика, социология. Из видов практики в развитии перинатальной психологии участвовали родительские объединения, духовные практики (как христианского направления, так и других конфессий, а также основанные на не традиционных религиозных взглядах и нередко эклектически объединяющие различные духовные подходы), «альтернативные» направления воспитания, обучения, оздоровления и лечения тела и души. Это не очень традиционный путь в выделении самостоятельной отрасли науки, так как помимо чисто научных дисциплин в становлении перинатальной психологии принимали активное участие и такие отрасли практики, которые не всегда основываются на научном подходе, то есть не имеют научного теоретического обоснования и разработанных методик приложения научных знаний. Все это и определяет современную специфику перинатальной психологии, используемых в ней теоретических  подходов и ее практического приложения, а также перспективы ее дальнейшего развития.

«Психология материнства».
Изучение материнства с разных позиций целенаправленно началось в зарубежной психологии во второй половине ХХ века и в первую очередь связано с психоанализом, теорией привязанности и теорией объектных отношений. Использовались разные термины, в основном mathering (материнствование, состояние быть матерью) и matherhood (материнство, выполнение материнских функций). В отечественных исследованиях речь шла о детско-родительских отношениях, слово «мать» в научных публикациях практически не встречалось, использовался термин «близкий взрослый». Ситуация изменилась в 80-е годы, появился интерес к зарубежным исследованиям и развернулись работы по изучению особенностей матери и ее отношений с ребенком. Как самостоятельная область исследования психология материнства стала оформляться в 90-х годах, тесно взаимодействуя с психотерапией, акушерством и гинекологией (вследствие практического запроса на психологическую помощь в беременности и родах), педагогикой. Термин «Психология материнства» для определения этой области исследования как самостоятельной был предложен Г.Г. Филипповой в конце 90-х годов (доклады на 1 Всероссийской конференции РПО, 1996г.; на Психотерапевтических конференциях в Москве, 1997, 1998гг;  конференциях по перинатальной психологии и медицине в Иваново, 1998, 1999г.; конференциях по перинатальной психологии и психотерапии в Санкт-Петербурге, 1998, 1999гг.; в публикациях: Г.Г. Филиппова «Материнство: сравнительно - психологический подход» \ Психологический журнал, 1999, №5; Г.Г. Филиппова «Психология материнства: концептуальная модель» монография, М.: Ин-т молодежи, 1999).

Психология родительства
Психология родительства – более широкая область и общая по отношению к психологии материнства как частной. То, что она выделилась в самостоятельную область раньше и заложила основы теоретической разработки всей психологии родительства – это следствие логики развития всей психологической науки, так как в первую очередь необходимо было разобраться в  самом близком и определяющем все развитие ребенка «условии» - матери. Основными теоретическими истоками психологии материнства, конечно, является диадический подход, психоанализ и его современные направления (в частности, теория объектных отношений), а также сравнительная психология. Это также определило приоритет именно «материнских» проблем.
Современное состояние данной области исследования свидетельствует, что теперь уже пришло время, когда можно и должно говорить о психологии  родительства, в которой психология материнства является составной частью. Можно следующим образом охарактеризовать структуру и содержание психологии родительства.
Структура и содержание психологии родительства
Предмет: родительство как часть личностной сферы мужчины и женщины
Объект: диада (система «мать-ребенок»); система «отец-ребенок», триада «мать-ребенок-отец».
Подобласти: психология материнства; психология отцовства; психология межродительских отношений (и их связи с другими типами межличностных отношений в семье); общие проблемы родительства (возрастные, социально-культурные и др.).
Исследовательские задачи: изучение родительской сферы, ее структуры, содержания, развития в онтогенезе, культурных особенностей, девиантных проявлений, методов и средств оптимизации и коррекции.
Практические задачи: диагностика содержания и онтогенеза родительской сферы; выявление связи особенностей родительской сферы с различными типами межличностных отношений в семье: супружескими, детско-родительскими разных уровней, сиблинговыми и т.п.); психологическая помощь по проблемам родительства; коррекция диадических проблем родителей.
Цель:   оптимизация родительской сферы мужчины и женщины
Средства воздействия: выявление и терапия внутреннего конфликта в родительской сфере; коррекция родительской сферы, межродительских и детско-родительских отношений.
Результаты воздействия: гармонизация родительской сферы мужчины и женщины; разрешение диадических проблем; гармонизация семейных и межличностных отношений.

  Охарактеризованные области исследования – перинатальная психология и психология родительства - тесно связаны между собой в истории развития и в современном состоянии, а главное – по самой своей сущности:
Области исследования и междисциплинарные связи перинатальной психологии

    * психология развития личности
    * психотерапия и психологическое консультирование
    * психология материнства
    * психология родительства
    * семейная психология
    * перинатология
    * акушерство и гинекология
    * психосоматика
    * психолого-педагогическое направление
    * сознательное родительство

Современное состояние: междисциплинарная область, в психологии - на стыке психологии развития и психологии роительства
Области исследования и междисциплинарные связи психологии родительства

    * психология развития личности
    * психотерапия и психологическое консультирование
    * психология детско-родительских отношений
    * семейная психология
    * перинатология
    * акушерство и гинекология
    * психолого-педагогическое направление
    * психосоматика

  Современное состояние: междисциплинарная область, в психологии - на стыке психологии развития, семейной психологии перинатальной психологии и психосоматики
Современная концепция психологии родительства основывается на генеральной идее о том, что родительство, с одной стороны, должно рассматриваться с позиций его функций, а с другой стороны – как часть личностной сферы женщины и мужчины, то есть с позиции субъекта, эти функции выполняющего.
Функция родительства: обеспечение условий для развития ребенка
Родительство как часть личностной сферы женщины и мужчины: системное образование, включающее потребности, ценности, мотивы и способы их реализации.

  Таким образом видно, что перинатальная психология и психология родительства – две взаимодополняющие области, различающиеся по предмету исследования и целям, совпадающие по объекту исследования, частично перекрывающиеся по задачам, средствам воздействия и по результату. Это обуславливает ориентацию исследователей и область их интересов и знаний, определяет различие в используемых средствах и ожидаемых результатах.
Необходимость рассматривать ребенка и родителей как единую систему и перекрытие интересов и направленности усилий специалистов свидетельствует о том, что в  настоящее время перинатальная психология и психология родительства может быть охарактеризована как единая междисциплинарная область исследования и психологической практики, состоящая из нескольких «составных частей»:

    * психология (основные отрасли: психология развития; психология личности; психология родительства и детско-родительских отношений; психосоматика; медицинская психология; психотерапия психологического направления)
    * медицина (основные отрасли: акушерство, гинекология и перинатология; педиатрия; психиатрия взрослая и детская; психотерапия медицинского направления)
    * педагогика (основные отрасли: воспитание и обучение детей и родителей; семейная педагогика; дефектология)
    * социология (социально-культурные проблемы детства и родительства; социальная работа с населением; социальная педагогика)
    * оздоровительная, просветительская и обучающая практика работы с семьей и личностью по проблемам родительства и развития ребенка.

  Все эти отрасли направлены на одну общую цель: обеспечение репродуктивного здоровья населения и оптимизация физического и психического развития детей и личности родителей, однако имеют разные конкретные цели, задачи, предмет и объект работы, методологию и методы, несмотря на то, что тесно переплетаются между собой. Соответственно, они используют разную терминологию, теоретические подходы, практические методики. Для продуктивной интеграции этих наук и практик в единую эффективно работающую отрасль необходимо четко представлять себе специфику каждого направления, области их пересечения, специальные и общие задачи работы. Коротко охарактеризуем выделенные направления по следующим параметрам: цели; задачи; предмет деятельности; объект деятельности; теоретические подходы; терминология; методы работы с семьей и ребенком.
Поиск