Психология спорта -
отрасль психологии, изучающая и разрабатывающая психологические основы
физического воспитания и спортивного мастерства. Психологическая
подготовка спортсмена наряду с его физической, технической и
тактической подготовкой во многом определяют успех его выступления на
соревнованиях. В связи с этим возникают задачи изучения особенностей
спорта по сравнению с другими видами деятельности, выделения основных
психологических функций и качеств личности, которые играют решающую
роль в различных видах спорта, а также выяснения психологической
структуры знаний, которые должны быть усвоены в ходе обучения и
тренировки.
Современный спорт высших достижений предъявляет чрезвычайно высокие требования к эмоциональной устойчивости спортсмена.
На крупнейших соревнованиях успеха добиваются спортсмены, не только
обладающие высоким техническим мастерством и функциональной
подготовкой, но и психологически подготовленные к спортивной борьбе.
В профессиональной карьере любого спортсмена бывают кризисные периоды,
которые могут быть вызваны самыми различными причинами: неудачей в
соревновании, переходом в другой клуб, сменой тренера, обстоятельствами
личной жизни и другими. Тревожность, стресс, напряженность могут
сломать даже очень сильного и физически развитого спортсмена. Не всегда
человек сам может справиться с преодолением психологических состояний.
Спортивный психолог может помочь спортсмену разобраться в проблемах и
найти такой выход из ситуации, который придаст силы для новых
спортивных достижений. Своевременно определить особенности психики и
разработать для каждого занимающегося индивидуальный план развития
способностей, стратегию предсоревновательного и соревновательного
поведения – это область деятельности спортивного психолога.
Для успешного спортивного мастерства необходима серьезная
психологическая поддержка, ориентация на внутренние ресурсы. И именно
от качественного и комплексного подхода к решению этой задачи зависит
ее результативность и достижение самых высоких результатов.
Психологическая помощь спортсменам направлена на то, чтобы:
* повысить способность управлять чувством беспокойства (снятие фобий, тревожности, повышение мотивации);
* выработать и впоследствии уметь поддерживать высокий уровень уверенности в себе;
* выработать навыки повышения устойчивости к стрессу, снижение утомляемости;
* обучить необходимым психологическим технологиям и внедрению их в учебно-тренировочный и соревновательный процесс;
* вывести спортсмена на уровень психологической стабильности;
* раскрыть индивидуальные творческие ресурсы.
В задачи комплексной психологической подготовки спортсменам входит:
* снятие психической напряженности;
* обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую
готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам
саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, обеспечивающей
эффективную деятельность, концентрации и распределения внимания,
способам мобилизации на максимальные волевые и физические усилия;
* моделирование условий соревновательной борьбы (безотносительно к конкретному соревнованию).