Как
слушатель в деталях и в целом воспринимает музыкальное произведение,
развивающееся в виде специфического звукового процесса: каковы
психологические предпосылки, обеспечивающие художественное эстетическое
переживание, понимание, оценку, адекватность восприятия композиторскому
и исполнительскому замыслу; как закономерности восприятия отражаются в
музыкальном языке и в строении конкретных произведений; каковы
психологические механизмы взаимосвязей музыки и действительности- эти и
аналогичные проблемы и составляют основной предмет психологии
музыкального восприятия.
Восприятие музыки как процесс.
Музыкально-слуховая
деятельность осуществляется на двух уровнях -перцептивном, связанном с
восприятием музыки и на апперцептивном, связанном с её представлением.
Лишь многократное восприятие музыки позволяет человеку сформировать полноценный целостный образ произведения.
Как
свидетельствуют данные исследования В.Д.Отроменского, в процессе
многократного восприятия музыки происходит постоянное совершенствование
слуховых действий, степени их координации.
В течение
«первоначального восприятия-«ознакомления» содержанием
музыкально-слуховой деятельности является ориентировочный охват всего
произведения, выделение отдельных фрагментов. В процессе повторного
восприятия - «просветления» в структуре деятельности начинают
доминировать прогнозирование и предвосхищение на основе ранее
сформированных представлений. Слушатель сопоставляет звучащее с ранее
воспринятым, с собственными сенсорными эталонами. На этой стадии
происходит свертывание ранее освоенных музыкальных структур. Наконец, в
процессе последующего восприятия - «озарения» на основе углубленного
анализа через синтез происходит рационально - логическое освоение
музыкального материала, всестороннее постижение и переживание его
эмоционального смысла. Бесспорно, выявленные В.Д.Остроменским
интересные закономерности динамики развития восприятия музыки
школьниками, не могут служить обобщенной моделью музыкального
восприятия в целом. Профессиональные, возрастные, образовательные
факторы накладывают существенный отпечаток на динамику развертывания
музыкально-слуховой деятельности: профессионалу достаточно однократного
прослушивания музыки для того, чтобы составить полное представление о
ней, неподготовленному же любителю недостаточным могут показаться и три
прослушивания.
Исследования А.Л.Готсдинера, Е.В.Назайкинского,
В.М.Теплова, посвящены изучению стадиальности развития музыкального
восприятия в раннем возрасте.
Однако важная в методологическом
отношении идея процессуальности, стадиальности восприятия получила в
работе В.Д.Остроменского хорошее экспериментальное воплощение. Эта идея
поддерживается большинством российских исследователей.
Так, А.Н.Сохор выделяет:
1) стадию возникновения интереса к произведению, которое предстоит услышать, и формирования установки на его восприятие,
2)стадию слушания,
3) стадию понимания и переживания,
4)стадию
интерпретации и оценки, подчеркивая, что деление это условно, поскольку
последовательность стадий может меняться, одна стадия может сливаться с
другой. Понимание, оценка и переживание часто протекают слитно,
нерасчлененно.
З.Г.Казанжиева - Велинова выделяет три основные стадии:
- докоммуникативную, связанную с формированием готовности слушать,
- коммуникативную, отражающую реальный процесс восприятия музыки,
- пост коммуникативную, связанную с осмысливанием произведения после окончания его звучания.
Большое значение всеми исследователями придаётся первой стадии
музыкально слуховой деятельности, содержанием которой является
формирование установки - готовности к восприятию. Установка в
значительной степени от слушательских ожиданий и от ситуации
музыкального восприятия. По-разному люди воспринимают музыку в условиях
концерта и, слушая её по радио или по телевидению, индивидуально или
испытывая эффект эмоционального влияния и присутствия других людей. С
различной установкой воспринимают музыку композитор, исполнитель,
музыковед. Установка определяется отношением к данной музыке,
социально-психологическими и индивидуально-типологическими
особенностями личности, уровнем образования и специальной музыкальной
подготовки воспринимающего субъекта.
Как свидетельствуют
данные исследования З.Г.Казанжиевой - Велиновой, решающими в
формировании установок оказываются обще музыкальные характеристики,
связанные с отношением к музыке в целом, музыкальными интересами,
вкусами, предпочтениями, жанровыми ориентациями.
Установка в
значительной степени детерминирована и эмоциональным состоянием,
предшествующим акту восприятия. Она проявляется в степени активности и
избирательности восприятия: субъект может быть всецело поглощён
слушанием музыки или слушать, будучи занятым какой-либо другой
деятельностью (так называемое комитатное восприятие).